1 Пояснительная записка Основная программа по родной (русской) литературе составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная (русская) литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», и предназначена для обучающихся 5-11 классов общеобразовательной школы. - Данная программа разработана на основе Федерального закона от 29 декабря 2018г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ); - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577); - Письма Минобрнауки от 09.10.2017 № ТС-945/08; Рабочая программа по родной (русской) литературе разработана в соответствии с учѐтом требований Федерального государственного образовательного стандарта. - Примерной основной образовательной программы к результатам освоения обучающимися образовательной программы среднего общего образования, Программы курса «Литература». 10-11 классы. Базовый уровень / авторы-составители С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – Москва: «Русское слово – учебник», 2021г. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На изучение литературы в 10–11 классах среднего общего образования на базовом уровне в учебном плане вечерней школы отводится 51 час : 10 классе - 17 часов (0,5часа в неделю), 11 классе - 17 часов (0,5часа в неделю), 12 классе - 17 часов (0,5часа в неделю) Планируемые результаты освоения учебного предмета Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса (личностные, метапредметные УУД, предметные УУД) - Личностные: воспитание духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, чувством патриотизма через приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской родной литературы; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического. - Метапредметные: 2 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий. - Предметные: В том числе: (по разделам) понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; 3 собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и своѐ отношение к ней; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. Выпускник научится: • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приѐмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и еѐ интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере; • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин; • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; • пересказывать сказки, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приѐмы; • выявлять в сказках характерные художественные приѐмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной; • видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку. осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; 4 • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своѐ отношение к прочитанному; • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; • работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации. Выпускник получит возможность научиться: • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор; • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии; • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера; • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия); • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). 5 Содержание учебного предмета 10 класс Введение. Обзор русской литературы первой половины XIX века Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы. А. С. Пушкин Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. М. Ю. Лермонтов Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова. Н. В. Гоголь Жизнь и творчество (обзор). Повесть ―Невский проспект» (возможен выбор другой петербургской повести). Обзор русской литературы второй половины XIX века Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. А. Н. Островский Жизнь и творчество. Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение ―жестоких нравов‖ ―темного царства‖. Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Ф. И. Тютчев Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и ―поединок роковой‖. А. А. Фет Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. ―Вечные‖ темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. И. А. Гончаров Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов». История создания и особенности композиции романа. Петербургская ―обломовщина‖. Глава ―Сон Обломова‖ и ее роль в произведении. Система образов. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова. И. С. Тургенев Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Н.Г.Чернышевский Роман «Что делать? » (обзор). Злободневное и вечное в романе «Что делать». Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «rendezvous» и его трансформация в романе «Что делать?». А. К. Толстой 6 Жизнь и творчество (обзор). Основные темы, мотивы и образы поэзии. Влияние фольклорной и романтической традиции. Н. С. Лесков Жизнь и творчество (обзор).Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения). М. Е. Салтыков-Щедрин Жизнь и творчество. «История одного города» (обзор). Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и ―глуповцев‖. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала ―Истории‖. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм. «Сказки для детей изрядного возраста» Н. А. Некрасов Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и ―народного заступника‖ Гриши Добросклонова. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ―бабьей притчи‖. Тема народного бунта. Образ Савелия, ―богатыря святорусского‖. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова. 11 класс Ф. М. Достоевский Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание». . Теория Раскольникова и ее развенчание. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Л. Н. Толстой Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя. Сочинение по роману Л. Н. Толстого ―Война и мир‖. Русская литература XX века. Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них ―вечных‖ проблем бытия. И. А. Бунин Жизнь и творчество (обзор). ―Вечные‖ темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина. А . И. Куприн Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Гранатовый браслет» (возможен выбор другого произведения). Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной 7 любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. Повесть «Олеся» М. Горький Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным театром. ―На дне‖ как социальнофилософская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка. Серебряный век русской поэзии В. Я. Брюсов Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. К. Д. Бальмонт Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта.. Н. С. Гумилев Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева. И. Северянин Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества. А. А. Блок Жизнь и творчество. Стихотворения. Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы ―страшного мира‖. 12 класс В. В. Маяковский Жизнь и творчество. Стихотворения. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского. С. А. Есенин Жизнь и творчество. Стихотворения. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина. М. И. Цветаева Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. О. Э. Мандельштам Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. А. А. Ахматова 8 Жизнь и творчество. Стихотворения. Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос ―Реквиема‖. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Б. Л. Пастернак Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания. Тема человека и природы. Роман «Доктор Живаго» (обзор). А. П. Платонов Жизнь и творчество. Рассказ «Июльская гроза». Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира в ―Котловане‖. Утопические идеи ―общей жизни‖ как основа сюжета повести. ―Непростые‖ простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя. М. А. Шолохов Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение). История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Обзор русской литературы второй половины XX века Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России. Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы). А. Т. Твардовский Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта. В. Т. Шаламов Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов). История создания книги ―Колымских рассказов‖. Своеобразие раскрытия ―лагерной‖ темы. Характер повествования Литературный процесс 50-80-х годов. Поэтическая «оттепель». Авторская песня как песенныймонотеатр.«Тихая» лирика. В. М. Шукшин Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный» (возможен выбор других произведений). Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина. В. В. Быков 9 (возможен выбор другого прозаика второй половины XX века) Повесть «Сотников» (возможен выбор другого произведения). Нравственная проблематика произведения. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа. В. Г. Распутин Повесть «Прощание с Матерой» (возможен выбор другого произведения). Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести В.Л.Кондратьев Повесть «Сашка» проблематика произведения. Зарубежная литература Э.М.Ремарк «Три товарища» основная идея и композиция произведения. 10 Тематическое планирование 10 класс № Тема урока п/п Русская литература I половины 19 века. 1 Русская литература I1 половины 19 века. 2 Итоговый урок (контроль) 3 Кол-во часов 3 13 1 11 класс № Тема урока п/п Русская литература I1 половины 19 века. 1 2 Русская литература ХХ века Итоговый урок (контроль) 3 Кол-во часов 7 9 1 12 класс № Тема урока п/п 1 Русская литература ХХ века. Поэзия. 2 Русская литература ХХ века. Проза. Зарубежная литература XX века 3 Итоговый урок (контроль) 4 Кол-во часов 6 9 1 1 11 Поурочное планирование 10 класс № Тема урока п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Кол-во часов Русская литература I половины 19 века. А.С.Пушкин. Личность поэта. 1 Художественный мир. М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Урок-презентация. 1 Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Урок-презентация. 1 Русская литература II половины 19 века. ―Колумб Замоскворечья‖. Очерк жизни и 1 творчества А.Н.Островского. Урок-презентация. Пьеса ―Гроза‖. Творческая история произведения. Лекция с элементами беседы. 1 Ф.И.Тютчев. Личность и творчество. Своеобразие философской лирики. 1 Личность и творчество А.А.Фета. Пейзажная лирика и тема любви в лирике 1 А.А.Фета Урок-презентация. ―Обломов‖ – печальный роман о замечательном ленивце – главное произведение 1 И.А.Гончарова. Идеалистический мир Обломовки – духовная родина главного героя Личность и творчество И.С.Тургенева. Урок-презентация. 1 ―Отцы и дети‖. История создания романа. Смысл названия. Особенности 1 конфликта. Кто такие отцы? Урок-беседа. Базаров и его родители. Смерть Базарова. Художественная сила последних сцен 1 романа. Н.С.Лесков. Своеобразие художественного мира. Жизенный подвиг Н.Г.Чернышевского. Роман «Что делать?». Урок-семинар Личность и творчество А.К.Толстого. Своеобразие поэзии. Лекция с элеменами беседы. Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество. Урок-презентация. Тема народа в лирике Н.А.Некрасова. Проблема счастья в поэме. Тема народа. Образы крестьян. Итоговый урок 1 1 1 1 1 1 11 класс № Тема урока Кол-во п/п часов М.Е.Салтыко-Щедрин.Очерк жизни и творчества. Урок-презентация. 1 1 Идейно-художественное своеобразие романа ―История одного города‖. Урок1 2 обзор. Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества. Урок-презентация. 3 1 Роман ―Преступление и наказание‖. Идея о праве сильной личности. Еѐ 1 4 реализация Величие личности Л.Н.Толстого. Художественный мир Л.Н.Толстого. Лекция. 5 1 Правда войны в ―Севастопольских рассказах‖ 6 1 Роман ―Война и мир‖. История создания. Обзор романа ―Война и мир‖ 7 1 1 Русская литература ХХ века. И.А.Бунин. Психологическая насыщенность и 8 тонкий лиризм стихотворений Бунина 1 9 А.И. Куприн. Испытание любовью героев рассказа ―Гранатовый браслет‖ 1 10 Великая тайна любви. Повесть А.И.Куприна«Олеся» 1 11 М. Горький.Судьба и творчество. Ранние произведения 1 12 Драматургия М.Горького. «Три правды» в пьесе Горького «На дне». 1 13 Символизм и поэты-символисты.В.Брюсов и К.Бальмонт 1 14 Истоки акмеизма.Н.С.Гумилѐв.Своеобразие лирических сюжетов 12 15 16 17 Манифесты футуризм, их пафос,проблематика.И.Северянин А. А.Блок. Жизненные и творческие искания Итоговый урок 12 класс № Тема урока п/п В.В. Маяковский.Творческая биография.Тема поэта и революции в 1 творчестве В.В. Маяковского 2 С.Есенин:пэзия и судьба(―Поющее сердце Россиии‖) 3 Поэзия М.Цветаевой как лирический дневник эпохи 4 Трагизм поэтического мышления О.Мандельштама 5 А.А.Ахматова.Психологическая глубина и яркость любовной лирики 6 Б.Л.Пастернак.Единство человеческой души и стихии мира в лирике М.А.Булгаков.Жизнь и судьба.Роман ―Мастер и Маргарита‖ как ―роман 7 лабиринт‖ А.А.Платонов.Очерк жизни и творчества с включением анализа рассказа 8 ―Июльская гроза‖ 9 М.А.Шолохов.Жизненный и творческий путь 10 Картины жизни донского казачества в романе ―Тихий Дон‖ 11 А.Т.Твардовский. Жизненный и творческий путь В.Т.Шаламов.Жизнь и творчество.Рассказы ―Последний ззамер‖,‖Шоковая 12 терапия‖ 13 В.М.Шукшин.Колоритность и яркость героев-чудиков Проблема нравственного выбора в экстримальных ситуациях по роману 14 В.Быкова ―Сотников‖ 15 Анализ повести В.Кондратьева ―Сашка‖ 16 Э.М.Ремарк.‖Три товарища‖. Основная идея и композиция 17 Итоговый урок 1 1 1 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА - Учебник литературы 10 класс С.А. Зинин, В.И. Сахаров Литература в 2-х частях Издательство Русское слово 2020г. - Учебник литературы 11 класс С.А. Зинин, В.И. Сахаров Литература в 2-х частях Издательство Русское слово 2020г МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ - Рабочая программа СОО по литературе 10-11 класс (ФГОС), С.А.Зинин, В.И Сахаров Методические рекомендации к учебникам В.И. Сахарова, С.А. Зинина "Литература XIX века" (10 кл.) и В.А. Чалмаева, С.А. Зинина "Русская литература XX века" (11 кл.) ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1 .Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала http://litera.edu.ru 2. Сайт «Я иду на урок литературы» и электронная версия газеты «Литература» http://lit.1september.ru 3. Методика преподавания литературы http://metlit.nm.ru 5. Методико-литературный сайт «Урок литературы» http://mlis.fobr.ru 6. Школьная библиотека: произведения, изучаемые в школьном курсе литературы http://lib.prosv.ru 7. Библиотека русской литературы «Классика.ру» http://www.klassika.ru 8. Библиотека художественной литературы E-kniga.ru http://www.e-kniga.ru 9. Звучащая поэзия: поэтическая аудиобиблиотека http://www.livepoetry.ru 10. Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук http://www.imli.ru 11. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук http://www.pushkinskijdom.ru 14