Рабочая программа родная литература 10-12 кл

1

Пояснительная записка
Основная программа по родной (русской) литературе составлена на основе требований
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования по учебному предмету «Родная (русская) литература», входящему в
образовательную область «Родной язык и родная литература», и предназначена для
обучающихся 5-11 классов общеобразовательной школы.
- Данная программа разработана на основе Федерального закона от 29 декабря 2018г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов
Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010
г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря
2015 г. № 1577);
- Письма Минобрнауки от 09.10.2017 № ТС-945/08; Рабочая программа по родной
(русской) литературе разработана в соответствии с учѐтом требований Федерального
государственного образовательного стандарта.
- Примерной основной образовательной программы к результатам освоения
обучающимися образовательной программы среднего общего образования, Программы
курса «Литература». 10-11 классы. Базовый уровень / авторы-составители С.А. Зинин,
В.А. Чалмаев. – Москва: «Русское слово – учебник», 2021г.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение литературы в 10–11 классах среднего общего образования на базовом уровне
в учебном плане вечерней школы отводится 51 час : 10 классе - 17 часов (0,5часа в
неделю), 11 классе - 17 часов (0,5часа в неделю), 12 классе - 17 часов (0,5часа в неделю)

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса (личностные,
метапредметные УУД, предметные УУД)
- Личностные:
воспитание
духовно
развитой
личности,
обладающей
гуманистическим
мировоззрением, национальным самосознанием, чувством патриотизма через
приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской родной литературы;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития;
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от
научного, делового, публицистического.
- Метапредметные:
2

 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
еѐ решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
 смысловое чтение;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
- Предметные: В том числе: (по разделам)
 понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора русских
писателей XIX—XX веков, литературы народов России;
 понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;  умение анализировать литературное произведение: определять
его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения;
характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определение
в
произведении
элементов
сюжета,
композиции,
изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии
идейнохудожественного содержания изведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
 приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
 формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
3

 собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
 понимание авторской позиции и своѐ отношение к ней;
 восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
 умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по
прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические
высказывания разного типа, вести диалог;
 написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на
литературные и общекультурные темы;
 понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

понимание
русского
слова
в
его
эстетической
функции,
роли
изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов
литературных произведений.
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и
литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным
образам, традиционным фольклорным приѐмам в различных ситуациях речевого общения,
сопоставлять фольклорную сказку и еѐ интерпретацию средствами других искусств
(иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития
представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования
представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин,
видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества,
выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; • целенаправленно
использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; •
определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный
рисунок устного рассказывания;
• пересказывать сказки, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых
композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок
художественные приѐмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приѐмы и на этой основе определять
жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами,
явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку. осознанно воспринимать
художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать
художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное,
устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; •
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
4

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и
на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в
диалог с другими читателями; • анализировать и истолковывать произведения разной
жанровой природы, аргументированно формулируя своѐ отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в
различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее
обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение
нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом
русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор; •
сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные
линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и
сказание), определять черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для
самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне
тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно
оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под
руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

5

Содержание учебного предмета
10 класс
Введение.
Обзор русской литературы первой половины XIX века
Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм.
Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное
самоопределение русской литературы.
А. С. Пушкин
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Особенности пушкинского лирического
героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.
М. Ю. Лермонтов
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Темы родины, поэта и поэзии, любви,
мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.
Н. В. Гоголь
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть ―Невский проспект» (возможен выбор другой петербургской повести).
Обзор русской литературы второй половины XIX века
Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране.
Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии
реалистической литературы.
А. Н. Островский
Жизнь и творчество. Драма «Гроза».
Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные
стадии развития действия. Изображение ―жестоких нравов‖ ―темного царства‖. Образ
города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Ф. И.
Тютчев
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Основные темы, мотивы и образы
тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева.
Любовь как стихийное чувство и ―поединок роковой‖.
А. А. Фет
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. ―Вечные‖ темы в лирике Фета (природа,
поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики.
И. А. Гончаров
Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов».
История создания и особенности композиции романа. Петербургская ―обломовщина‖.
Глава ―Сон Обломова‖ и ее роль в произведении. Система образов. Обломов в ряду
образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее
выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.
И. С. Тургенев
Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети».
Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической
ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа
Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова.
«Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия.
Н.Г.Чернышевский
Роман «Что делать? » (обзор).
Злободневное и вечное в романе «Что делать».
Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «rendezvous» и его трансформация в романе «Что делать?».
А. К. Толстой
6

Жизнь и творчество (обзор). Основные темы, мотивы и образы поэзии. Влияние
фольклорной и романтической традиции.
Н. С. Лесков
Жизнь и творчество (обзор).Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор
другого произведения).
М. Е. Салтыков-Щедрин
Жизнь и творчество. «История одного города» (обзор).
Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа.
Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы
градоначальников и ―глуповцев‖. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа
и власти. Смысл финала ―Истории‖. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина.
Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.
«Сказки для детей изрядного возраста»
Н. А. Некрасов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная
основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы
правдоискателей и ―народного заступника‖ Гриши Добросклонова. Народное
представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны,
смысл ―бабьей притчи‖. Тема народного бунта. Образ Савелия, ―богатыря
святорусского‖. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.
11 класс
Ф. М. Достоевский
Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание».
. Теория Раскольникова и ее развенчание. Приемы создания образа Петербурга. Образ
Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы
и образы в романе. Тема гордости и смирения. Проблема нравственного выбора.
Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского.
Л. Н. Толстой
Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Война и мир».
История создания. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные
открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.
Сочинение по роману Л. Н. Толстого ―Война и мир‖.
Русская литература XX века.
Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы
(ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти,
человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках
нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы
других народов России, отражение в них ―вечных‖ проблем бытия.
И. А. Бунин
Жизнь и творчество (обзор).
―Вечные‖ темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром
природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания
характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие
художественной манеры Бунина.
А . И. Куприн
Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Гранатовый браслет» (возможен выбор другого
произведения). Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной
7

любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в
повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение
природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
Повесть «Олеся»
М. Горький
Пьеса «На дне».
Сотрудничество писателя с Художественным театром. ―На дне‖ как социальнофилософская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников.
Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке.
Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда
утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе.
Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство
Горького-драматурга. Афористичность языка.
Серебряный век русской поэзии
В. Я. Брюсов
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Основные темы и мотивы поэзии Брюсова.
К. Д. Бальмонт
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта..
Н. С. Гумилев
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Своеобразие лирических сюжетов.
Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
И. Северянин
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Эмоциональная взволнованность и
ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
А. А. Блок
Жизнь и творчество. Стихотворения. Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные
символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока,
музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы ―страшного
мира‖.
12 класс
В. В. Маяковский
Жизнь и творчество. Стихотворения. Поэт и революция, пафос революционного
переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы,
гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и
графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление
проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.
С. А. Есенин
Жизнь и творчество. Стихотворения. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике
особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое
и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней
лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
М. И. Цветаева
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения.
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности.
Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и
мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
О. Э. Мандельштам
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения.
А. А. Ахматова
8

Жизнь и творчество. Стихотворения. Отражение в лирике Ахматовой глубины
человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность
поэзии Ахматовой.
Поэма «Реквием».
История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной
трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической
памяти над забвением как основной пафос ―Реквиема‖. Особенности жанра и композиции
поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.
Б. Л. Пастернак
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Поэтическая эволюция Пастернака: от
сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и
ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая
обреченность на страдания. Тема человека и природы.
Роман «Доктор Живаго» (обзор).
А. П. Платонов
Жизнь и творчество. Рассказ «Июльская гроза». Повесть «Котлован».
Высокий пафос и острая сатира в ―Котловане‖. Утопические идеи ―общей жизни‖ как
основа сюжета повести. ―Непростые‖ простые герои Платонова. Тема смерти в повести.
Самобытность языка и стиля писателя.
М. А. Шолохов
Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).
История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской
позиции. Система образов в романе. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды
жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса.
Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы.
Обзор русской литературы второй половины XX века
Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и
литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние
«оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы,
их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка
острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической
памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к
народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах
других народов России.
Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви,
гражданского служения, единства человека и природы).
А. Т. Твардовский
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Исповедальный характер лирики
Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в
лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
В. Т. Шаламов
Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен
выбор двух других рассказов).
История создания книги ―Колымских рассказов‖. Своеобразие раскрытия ―лагерной‖
темы. Характер повествования
Литературный процесс 50-80-х годов. Поэтическая «оттепель». Авторская песня как
песенныймонотеатр.«Тихая» лирика.
В. М. Шукшин
Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный» (возможен выбор других произведений).
Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в
шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
В. В. Быков
9

(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)
Повесть «Сотников» (возможен выбор другого произведения).
Нравственная проблематика произведения. Авторская позиция и способы ее выражения в
произведении. Мастерство психологического анализа.
В. Г. Распутин
Повесть «Прощание с Матерой» (возможен выбор другого произведения).
Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и
преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной
связи человека со своими корнями. Символические образы в повести
В.Л.Кондратьев
Повесть «Сашка» проблематика произведения.
Зарубежная литература
Э.М.Ремарк
«Три товарища» основная идея и композиция произведения.

10

Тематическое планирование
10 класс
№
Тема урока
п/п
Русская литература I половины 19 века.
1
Русская литература I1 половины 19 века.
2
Итоговый урок (контроль)
3

Кол-во
часов
3
13
1

11 класс
№
Тема урока
п/п
Русская литература I1 половины 19 века.
1
2
Русская литература ХХ века
Итоговый урок (контроль)
3

Кол-во
часов
7
9
1

12 класс
№
Тема урока
п/п
1
Русская литература ХХ века. Поэзия.
2
Русская литература ХХ века. Проза.
Зарубежная литература XX века
3
Итоговый урок (контроль)
4

Кол-во
часов
6
9
1
1

11

Поурочное планирование
10 класс
№
Тема урока
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Кол-во
часов
Русская литература I половины 19 века. А.С.Пушкин. Личность поэта.
1
Художественный мир.
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Урок-презентация.
1
Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Урок-презентация.
1
Русская литература II половины 19 века. ―Колумб Замоскворечья‖. Очерк жизни и
1
творчества А.Н.Островского. Урок-презентация.
Пьеса ―Гроза‖. Творческая история произведения. Лекция с элементами беседы.
1
Ф.И.Тютчев. Личность и творчество. Своеобразие философской лирики.
1
Личность и творчество А.А.Фета. Пейзажная лирика и тема любви в лирике
1
А.А.Фета Урок-презентация.
―Обломов‖ – печальный роман о замечательном ленивце – главное произведение
1
И.А.Гончарова. Идеалистический мир Обломовки – духовная родина главного
героя
Личность и творчество И.С.Тургенева. Урок-презентация.
1
―Отцы и дети‖. История создания романа. Смысл названия. Особенности
1
конфликта. Кто такие отцы? Урок-беседа.
Базаров и его родители. Смерть Базарова. Художественная сила последних сцен
1
романа.
Н.С.Лесков. Своеобразие художественного мира.
Жизенный подвиг Н.Г.Чернышевского. Роман «Что делать?». Урок-семинар
Личность и творчество А.К.Толстого. Своеобразие поэзии. Лекция с элеменами
беседы.
Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество. Урок-презентация.
Тема народа в лирике Н.А.Некрасова. Проблема счастья в поэме. Тема народа.
Образы крестьян.
Итоговый урок

1
1
1
1
1
1

11 класс
№
Тема урока
Кол-во
п/п
часов
М.Е.Салтыко-Щедрин.Очерк жизни и творчества. Урок-презентация.
1
1
Идейно-художественное своеобразие романа ―История одного города‖. Урок1
2
обзор.
Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества. Урок-презентация.
3
1
Роман ―Преступление и наказание‖. Идея о праве сильной личности. Еѐ
1
4
реализация
Величие личности Л.Н.Толстого. Художественный мир Л.Н.Толстого. Лекция.
5
1
Правда войны в ―Севастопольских рассказах‖
6
1
Роман ―Война и мир‖. История создания. Обзор романа ―Война и мир‖
7
1
1
Русская литература ХХ века. И.А.Бунин. Психологическая насыщенность и
8
тонкий лиризм стихотворений Бунина
1
9
А.И. Куприн. Испытание любовью героев рассказа ―Гранатовый браслет‖
1
10
Великая тайна любви. Повесть А.И.Куприна«Олеся»
1
11
М. Горький.Судьба и творчество. Ранние произведения
1
12
Драматургия М.Горького. «Три правды» в пьесе Горького «На дне».
1
13
Символизм и поэты-символисты.В.Брюсов и К.Бальмонт
1
14
Истоки акмеизма.Н.С.Гумилѐв.Своеобразие лирических сюжетов
12

15
16
17

Манифесты футуризм, их пафос,проблематика.И.Северянин
А. А.Блок. Жизненные и творческие искания
Итоговый урок

12 класс
№
Тема урока
п/п
В.В. Маяковский.Творческая биография.Тема поэта и революции в
1
творчестве В.В. Маяковского
2
С.Есенин:пэзия и судьба(―Поющее сердце Россиии‖)
3
Поэзия М.Цветаевой как лирический дневник эпохи
4
Трагизм поэтического мышления О.Мандельштама
5
А.А.Ахматова.Психологическая глубина и яркость любовной лирики
6
Б.Л.Пастернак.Единство человеческой души и стихии мира в лирике
М.А.Булгаков.Жизнь и судьба.Роман ―Мастер и Маргарита‖ как ―роман 7
лабиринт‖
А.А.Платонов.Очерк жизни и творчества с включением анализа рассказа
8
―Июльская гроза‖
9
М.А.Шолохов.Жизненный и творческий путь
10
Картины жизни донского казачества в романе ―Тихий Дон‖
11
А.Т.Твардовский. Жизненный и творческий путь
В.Т.Шаламов.Жизнь и творчество.Рассказы ―Последний ззамер‖,‖Шоковая
12
терапия‖
13
В.М.Шукшин.Колоритность и яркость героев-чудиков
Проблема нравственного выбора в экстримальных ситуациях по роману
14
В.Быкова ―Сотников‖
15
Анализ повести В.Кондратьева ―Сашка‖
16
Э.М.Ремарк.‖Три товарища‖. Основная идея и композиция
17
Итоговый урок

1
1
1

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

13

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

- Учебник литературы 10 класс С.А. Зинин, В.И. Сахаров Литература в 2-х частях
Издательство Русское слово 2020г.
- Учебник литературы 11 класс С.А. Зинин, В.И. Сахаров Литература в 2-х частях
Издательство Русское слово 2020г
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Рабочая программа СОО по литературе 10-11 класс (ФГОС), С.А.Зинин, В.И Сахаров
Методические рекомендации к учебникам В.И. Сахарова, С.А. Зинина "Литература XIX
века" (10 кл.) и В.А. Чалмаева, С.А. Зинина "Русская литература XX века" (11 кл.)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1 .Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского
общеобразовательного портала http://litera.edu.ru
2. Сайт «Я иду на урок литературы» и электронная версия газеты
«Литература» http://lit.1september.ru
3. Методика преподавания литературы http://metlit.nm.ru
5. Методико-литературный сайт «Урок литературы» http://mlis.fobr.ru
6. Школьная библиотека: произведения, изучаемые в школьном курсе
литературы http://lib.prosv.ru
7. Библиотека русской литературы «Классика.ру» http://www.klassika.ru
8. Библиотека художественной литературы E-kniga.ru http://www.e-kniga.ru
9. Звучащая поэзия: поэтическая аудиобиблиотека http://www.livepoetry.ru
10. Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии
наук http://www.imli.ru
11. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии
наук http://www.pushkinskijdom.ru

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».