Рабочая программа астрономия 12 класс

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по астрономии для 12 класса составлена на основе федерального
государственного образовательного стандарта общего образования и авторской программы
Е.К.Страута. (Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое
пособие / Е. К. Страут. - М. : Дрофа, 2018. - 11 с.)
Перечень нормативных документов, регламентирующих составление рабочей
программы:
1) Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012года № 273-ФЗ;
2) Закон СО от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;
3) Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утверждѐнный приказом
Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 с изменениями на 7
июня 2017 года;
4) приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования».
5) Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Вечерняя
(сменная) общеобразовательная школа»;
6) Образовательная программа среднего общего образования МБОУ «ВСОШ»;
7) Учебный план МБОУ «В(С)ОШ» для среднего общего образования на 2023-2024
учебный год.
Учебник Астрономия под редакцией Б.А.Воронцова-Вельяминова Е.К.Страута (11 кл.).
Учебник рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень
учебников на 2019-2020 учебный год.
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая
физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с
современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует
формированию научного мировоззрения.
Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины
мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших
сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего
места в ней.
Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование знаний,
полученных учащимися по другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по
физике.
Материал, изучаемый в начале курса в теме «Основы практической астрономии»,
необходим для объяснения наблюдаемых невооруженным глазом астрономических явлений. В
организации наблюдений могут помочь компьютерные приложения для отображения звездного
неба. Такие приложения позволяют ориентироваться среди мириад звезд в режиме реального
времени, получить информацию по наиболее значимым космическим объектам, подробные
данные о планетах, звездах, кометах, созвездиях, познакомиться со снимками планет поможет
реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций,
сложившихся практик поведения.
Астрофизическая направленность всех последующих тем курса соответствует
современному положению в науке. Главной задачей курса становится систематизация
обширных сведений о природе небесных тел, объяснение существующих закономерностей и
раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений. Необходимо особо
подчеркивать, что это становится возможным благодаря широкому использованию физических
теорий, а также исследований излучения небесных тел, проводимых практически по всему
2

спектру электромагнитных волн не только с поверхности Земли, но и с космических аппаратов.
Вселенная предоставляет возможность изучения таких состояний вещества и полей таких
характеристик, которые пока недостижимы в земных лабораториях. В ходе изучения курса
важно сформировать представление об эволюции неорганической природы как главном
достижении современной астрономии.
Целями изучения астрономии на данном этапе обучения являются:

осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных
законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и
эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных
астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел
принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками
практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба
в конкретном пункте для заданного времени;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных
источников информации и современных информационных технологий;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни;

формирование научного мировоззрения;

формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физикоматематических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере
достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные
наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя
обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться
в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином
уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений
этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
Место предмета астрономия в учебном плане.
Изучение курса рассчитано на 35 часов в 12 классе из расчета 1 час в неделю. Согласно
федеральному базисному учебному плану на изучение астрономии отводится 35 часов.
Содержание учебного предмета Астрономия
Предмет астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации.
Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования.
Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия:
электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое
применение астрономических исследований1. История развития отечественной космонавтики.
Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной
космонавтики.
Основы практической астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки
1

Звездочкой помечен материал, который более подробной дан в электронной форме учебника.
3

небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на
различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и
географических координат наблюдателя.* Кульминация светил. Видимое годичное движение
Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и
календарь.
Строение Солнечной системы (2 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление
гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости.
Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.
Законы движения небесных тел (5 ч)
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.
Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение
массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в
Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна —
двойная планета. Космические лучи.* Исследования Луны космическими аппаратами.
Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса.
Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планетыкарлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических
исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон
Стефана— Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и
ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.*
Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный
параллакс расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет температура различных классов звезд.
Эффект Доплера. Диаграмма «спектр - светимость» («цвет - светимость»). Массы и размеры
звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны.* Модели звезд. Переменные и
нестационарные звезды. Цефеиды - маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон
смещения Вина.
Наша Галактика - Млечный Путь (2 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава.
Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы
(темная материя).
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы
современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной.
Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение
расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.
Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе.
Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими
4

цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем
существовании.
Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом
1.
Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба.
Изменение их положения с течением времени.
2.
Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп
1.
Рельеф Луны.
2.
Фазы Венеры.
3.
Марс.
4.
Юпитер и его спутники.
5.
Сатурн, его кольца и спутники.
6.
Солнечные пятна (на экране).
7.
Двойные звезды.
8.
Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
9.
Большая туманность Ориона.
10.
Туманность Андромеды.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная
величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит,
метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и
поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд,
параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
• смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная
величина;
• смысл физического закона Хаббла;
• основные этапы освоения космического пространства;
• гипотезы происхождения Солнечной системы;
• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно
центра Галактики;
уметь
• приводить примеры: роли астрономии в раз­витии цивилизации, использования
методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для
получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с
помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на
Землю;
• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и
лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и
отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических
характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет - светимость», физические причины,
5

определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических
элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
• характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и
свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров
небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая
Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том
числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны
и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе
которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации,
содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методических
материалов:
1.
Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник/ Б.А.Воронцов-Вельяминов,
Е.К.Страут. – 5-е изд., пересмотр. – М.; Дрофа, 2018. -238.
Технические средства обучения.
Интерактивная доска.
Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления
таблиц и карт.
Шкаф для хранения наглядного материала.
Критерии оценки знаний учащихся
Предполагается
проведение тестирования; практические занятия, письменные
проверочные работы, семинары, уроки-диспуты, рефераты. Подобные формы контроля
позволяют проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, уровень
усвоения материала и умение пользоваться полученными знаниями, что и является основными
целями данного курса.

Система оценки достижений учащихся.
Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые
понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная,
включаются факты, поддерживающие детали.
Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются,
описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.
Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем
и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или
отсутствует.
Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью)
ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к
поставленному вопросу.
Тематическое планирование
6

№
п/п
1

Количеств
о часов
1

Тема

Домашнее задание
§1 с.3, зад.1 с.8

1

Что изучает астрономия. Структура и масштабы
Вселенной.
Особенности астрономии и ее методов.
Телескопы.
Звезды и созвездия

2

1

3
4

1

Небесные координаты и звездные карты

5

1

6

1

Видимое движение звезд на различных
географических широтах
Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика.

7

1

Движение и фазы Луны

8

1

Затмения Солнца и Луны

9

1

Время и календарь

10
11

1
1

Развитие представлений о строении мира
Конфигурация планет. Синодический период

12

1

Законы движения планет Солнечной системы

13

1

14

1

15

1

16

1

17

1

18

1

Определение расстояний и размеров тел в
Солнечной системе
Определение расстояний и размеров тел в
Солнечной системе
Закон всемирного тяготения. Возмущения в
движении тел Солнечной системы
Масса и плотность Земли. Определение массы
небесных тел
Приливы. Движение искусственных спутников
Земли и космических аппаратов к планетам
Общие характеристики планет

19

1

20

1

21

1

22

1

Планеты земной группы. Общность
характеристик. Меркурий.
Венера. Марс

23

1

Далекие планеты

24

1

25

1

Малые тела Солнечной системы. Карликовые
планеты. Астероиды.
Кометы. Метеоры, болиды и метеориты

Солнечная система как комплекс тел, имеющих
общее происхождение
Система Земля - Луна

§2 с.8, зад.2 с.19,
упр.1с.19, вопр.1-7 с.18
§3 с.20, зад.3-4 с.23, упр.2
с.23, вопр.1-6 с.22
§4 с.23, зад.5 с.27, упр.3
с.27, вопр.1-6 с.27
§5 с.28, упр.4 с.31,
вопр.1-6 с.30
§6 с.31, зад.6-9 с.33, упр.5
с.33, вопр.1-2 с.33
§7 с.34, упр.6 с.37,
вопр.1-6 с.37
§8 с.38, упр.7 с.41,
вопр.1-3 с.41
§9 с.42, зад.10 с.47, упр.8
с.47, вопр.1-4 с.47
§10 с.48, вопр.1-2 с.54
§11 с.54, упр.9 с.57,
вопр.1-5 с.57
§12 с.58, зад.11 с.63,
упр.10 с.63, вопр.1-3 с.62
§13 с.64, упр.11 с.71
§13 с.64, вопр.1-3 с.71
§14 с.72, упр.12 с.80,
вопр.1-7 с.80
§14 с.72, упр.12 с.80,
вопр.1-7 с.80
§14 с.72, упр.12 с.80,
вопр.1-7 с.80
§15 с.81, зад.12 с.82,
вопр.1 с.82
§16 с.82, вопр.1-2 с.85
§17 с.85, упр.13, вопр.1-7
с.97
§18 с.98 -100, вопр.1
с.107
§18 с.100 -107, вопр.2-4,
упр.14 с.107
§19 с.107, зад.13, упр.15,
вопр.1-8 с.114
§20 с.114-118, вопр.1-2
с.128
§20 с.118-128, упр.16,
7

26

1

27

1

28

1

29

1

30

1

31
32

1
1

33

1

34-35

2

Солнце - ближайшая звезда. Энергия и
температура Солнца. Состав и строение Солнца.
Атмосфера Солнца. Солнечная активность.
Годичный параллакс и расстояния до звезд.
Видимая и абсолютная звездная величины.
Светимость звезд.
Спектры, цвет и температура звезд. Диаграмма
«спектр – светимость».
Массы и размеры звезд. Модели звезд.
Переменные и нестационарные звезды.
Млечный Путь и Галактика. Звездные скопления
и ассоциации.
Межзвездная среда: газ и пыль. Движение звезд в
Галактике. Ее вращение.
Другие звездные системы – галактики. Основы
современной космологии. Жизнь и разум во
Вселенной.

вопр.4-7 с.128
§21 с.129-136, вопр.1-4
с.142
§21 с.136-142, вопр.5-10,
упр.17 с.143
§22 с.143-148, вопр.1-2
с.152
§22 с.148-152, вопр.3-4,
упр.18 с.152
§23 с.153, вопр.1-3 с.162,
упр.19 с.153
§24 с.163, вопр.1-6 с.170
§25 с.171-176, вопр.1-2
с.186
§25 с.176-186, вопр.3-5,
упр.20 с.187
§26 с.187, вопр.1-6,
упр.21 с.196
§27 с.197, §28 с.197,
вопр.1-2 с.207

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».