1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по астрономии для 12 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования и авторской программы Е.К.Страута. (Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. - М. : Дрофа, 2018. - 11 с.) Перечень нормативных документов, регламентирующих составление рабочей программы: 1) Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012года № 273-ФЗ; 2) Закон СО от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»; 3) Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утверждѐнный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 с изменениями на 7 июня 2017 года; 4) приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 5) Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»; 6) Образовательная программа среднего общего образования МБОУ «ВСОШ»; 7) Учебный план МБОУ «В(С)ОШ» для среднего общего образования на 2023-2024 учебный год. Учебник Астрономия под редакцией Б.А.Воронцова-Вельяминова Е.К.Страута (11 кл.). Учебник рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год. Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней. Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных учащимися по другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике. Материал, изучаемый в начале курса в теме «Основы практической астрономии», необходим для объяснения наблюдаемых невооруженным глазом астрономических явлений. В организации наблюдений могут помочь компьютерные приложения для отображения звездного неба. Такие приложения позволяют ориентироваться среди мириад звезд в режиме реального времени, получить информацию по наиболее значимым космическим объектам, подробные данные о планетах, звездах, кометах, созвездиях, познакомиться со снимками планет поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Астрофизическая направленность всех последующих тем курса соответствует современному положению в науке. Главной задачей курса становится систематизация обширных сведений о природе небесных тел, объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений. Необходимо особо подчеркивать, что это становится возможным благодаря широкому использованию физических теорий, а также исследований излучения небесных тел, проводимых практически по всему 2 спектру электромагнитных волн не только с поверхности Земли, но и с космических аппаратов. Вселенная предоставляет возможность изучения таких состояний вещества и полей таких характеристик, которые пока недостижимы в земных лабораториях. В ходе изучения курса важно сформировать представление об эволюции неорганической природы как главном достижении современной астрономии. Целями изучения астрономии на данном этапе обучения являются: осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира; приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники; овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни; формирование научного мировоззрения; формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физикоматематических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики. Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости. Место предмета астрономия в учебном плане. Изучение курса рассчитано на 35 часов в 12 классе из расчета 1 час в неделю. Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение астрономии отводится 35 часов. Содержание учебного предмета Астрономия Предмет астрономии (2 ч) Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований1. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. Основы практической астрономии (5 ч) Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки 1 Звездочкой помечен материал, который более подробной дан в электронной форме учебника. 3 небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя.* Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. Строение Солнечной системы (2 ч) Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы движения небесных тел (5 ч) Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. Природа тел Солнечной системы (8 ч) Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи.* Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планетыкарлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность. Солнце и звезды (6 ч) Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана— Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.* Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр - светимость» («цвет - светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны.* Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды - маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина. Наша Галактика - Млечный Путь (2 ч) Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя). Строение и эволюция Вселенной (2 ч) Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. Жизнь и разум во Вселенной (2 ч) Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими 4 цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании. Примерный перечень наблюдений Наблюдения невооруженным глазом 1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени. 2. Движение Луны и смена ее фаз. Наблюдения в телескоп 1. Рельеф Луны. 2. Фазы Венеры. 3. Марс. 4. Юпитер и его спутники. 5. Сатурн, его кольца и спутники. 6. Солнечные пятна (на экране). 7. Двойные звезды. 8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады). 9. Большая туманность Ориона. 10. Туманность Андромеды. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен знать/понимать • смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра; • смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина; • смысл физического закона Хаббла; • основные этапы освоения космического пространства; • гипотезы происхождения Солнечной системы; • основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы; • размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики; уметь • приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю; • описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет - светимость», физические причины, 5 определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера; • характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы; • находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе; • использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта; • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методических материалов: 1. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник/ Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. – 5-е изд., пересмотр. – М.; Дрофа, 2018. -238. Технические средства обучения. Интерактивная доска. Учебно-практическое оборудование. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт. Шкаф для хранения наглядного материала. Критерии оценки знаний учащихся Предполагается проведение тестирования; практические занятия, письменные проверочные работы, семинары, уроки-диспуты, рефераты. Подобные формы контроля позволяют проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, уровень усвоения материала и умение пользоваться полученными знаниями, что и является основными целями данного курса. Система оценки достижений учащихся. Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали. Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная. Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует. Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу. Тематическое планирование 6 № п/п 1 Количеств о часов 1 Тема Домашнее задание §1 с.3, зад.1 с.8 1 Что изучает астрономия. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономии и ее методов. Телескопы. Звезды и созвездия 2 1 3 4 1 Небесные координаты и звездные карты 5 1 6 1 Видимое движение звезд на различных географических широтах Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. 7 1 Движение и фазы Луны 8 1 Затмения Солнца и Луны 9 1 Время и календарь 10 11 1 1 Развитие представлений о строении мира Конфигурация планет. Синодический период 12 1 Законы движения планет Солнечной системы 13 1 14 1 15 1 16 1 17 1 18 1 Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе Закон всемирного тяготения. Возмущения в движении тел Солнечной системы Масса и плотность Земли. Определение массы небесных тел Приливы. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов к планетам Общие характеристики планет 19 1 20 1 21 1 22 1 Планеты земной группы. Общность характеристик. Меркурий. Венера. Марс 23 1 Далекие планеты 24 1 25 1 Малые тела Солнечной системы. Карликовые планеты. Астероиды. Кометы. Метеоры, болиды и метеориты Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение Система Земля - Луна §2 с.8, зад.2 с.19, упр.1с.19, вопр.1-7 с.18 §3 с.20, зад.3-4 с.23, упр.2 с.23, вопр.1-6 с.22 §4 с.23, зад.5 с.27, упр.3 с.27, вопр.1-6 с.27 §5 с.28, упр.4 с.31, вопр.1-6 с.30 §6 с.31, зад.6-9 с.33, упр.5 с.33, вопр.1-2 с.33 §7 с.34, упр.6 с.37, вопр.1-6 с.37 §8 с.38, упр.7 с.41, вопр.1-3 с.41 §9 с.42, зад.10 с.47, упр.8 с.47, вопр.1-4 с.47 §10 с.48, вопр.1-2 с.54 §11 с.54, упр.9 с.57, вопр.1-5 с.57 §12 с.58, зад.11 с.63, упр.10 с.63, вопр.1-3 с.62 §13 с.64, упр.11 с.71 §13 с.64, вопр.1-3 с.71 §14 с.72, упр.12 с.80, вопр.1-7 с.80 §14 с.72, упр.12 с.80, вопр.1-7 с.80 §14 с.72, упр.12 с.80, вопр.1-7 с.80 §15 с.81, зад.12 с.82, вопр.1 с.82 §16 с.82, вопр.1-2 с.85 §17 с.85, упр.13, вопр.1-7 с.97 §18 с.98 -100, вопр.1 с.107 §18 с.100 -107, вопр.2-4, упр.14 с.107 §19 с.107, зад.13, упр.15, вопр.1-8 с.114 §20 с.114-118, вопр.1-2 с.128 §20 с.118-128, упр.16, 7 26 1 27 1 28 1 29 1 30 1 31 32 1 1 33 1 34-35 2 Солнце - ближайшая звезда. Энергия и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Видимая и абсолютная звездная величины. Светимость звезд. Спектры, цвет и температура звезд. Диаграмма «спектр – светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Млечный Путь и Галактика. Звездные скопления и ассоциации. Межзвездная среда: газ и пыль. Движение звезд в Галактике. Ее вращение. Другие звездные системы – галактики. Основы современной космологии. Жизнь и разум во Вселенной. вопр.4-7 с.128 §21 с.129-136, вопр.1-4 с.142 §21 с.136-142, вопр.5-10, упр.17 с.143 §22 с.143-148, вопр.1-2 с.152 §22 с.148-152, вопр.3-4, упр.18 с.152 §23 с.153, вопр.1-3 с.162, упр.19 с.153 §24 с.163, вопр.1-6 с.170 §25 с.171-176, вопр.1-2 с.186 §25 с.176-186, вопр.3-5, упр.20 с.187 §26 с.187, вопр.1-6, упр.21 с.196 §27 с.197, §28 с.197, вопр.1-2 с.207 8