Рабочая программа родной язык 10-12 кл.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному языку (русскому) для обучающихся 10 - 11 классов на уровне
среднего общего образования подготовлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения
России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 05.07.2021 г., № 64101) (далее —ФГОС ООО), Концепции преподавания русского
языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), а также Примерной программы
воспитания с учѐтом распределѐнных по классам проверяемых требований к результатам
освоения Основной образовательной программы среднего общего образования. Личностные
и метапредметные результаты представлены с учѐтом особенностей преподавания курса
родного русского языка в средней общеобразовательной школе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана для
функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций,
реализующих наряду с обязательным курсом русского языка изучение русского языка как
родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и
поддержку курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской
Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной
программы среднего общего образования по родному языку (русскому), заданных
соответствующим Федеральным государственным образовательным стандартом для базового
уровня. В то же время программа курса русского языка в рамках предметной области «Родной
язык и родная литература» имеет определѐнные особенности. Учебный предмет «Родной язык
(русский)» дополняет содержание курса «Русский язык» в аспектах, связанных с отражением в
русском языке культуры, истории русского народа и других народов России, с
совершенствованием культуры речи и текстовой деятельности обучающихся. Предметные
результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)» отличаются от предметных
результатов по другим родным языкам народов Российской Федерации в силу того, что в
курсе русского родного языка не рассматриваются вопросы системного устройства языка и
письменного оформления речи. Изучение предмета «Родной язык (русский)» играет важную
роль в реализации основных целевых установок среднего общего образования: в становлении
основ гражданской идентичности и мировоззрения; духовнонравственном развитии и
воспитании школьников, формировании способности к организации своей деятельности. В
«Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до
2025 года» отмечается, что «общероссийская гражданская идентичность основана на
сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам России. Современное
российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который
основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного
наследия всех народов Российской Федерации и в котором заключены такие
основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций
народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в
единую российскую культуру». Государственная поддержка этнокультурного и языкового
многообразия Российской Федерации, этнокультурного развития русского народа и других
народов Российской Федерации, их творческого потенциала, являющегося важнейшим

стратегическим ресурсом российского общества, — один из важнейших принципов
национальной политики Российской Федерации. В этом контексте возрастает значимость
выполнения русским языком не только функций государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов нашей страны, но и его функции как
языка национального, являющегося основой сохранения русской и общероссийской культуры.
Системообразующей доминантной содержания курса родного русского языка на уровне
среднего общего образования, как и на предыдущих уровнях образования, является идея
изучения родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации
в ней. В соответствии с этим содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» имеет
следующие особенности: 1) внимание не к внутреннему системному устройству языка, а к
факторам социолингвистического и культурологического характера — многообразным связям
русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом; 2) направленность на
формирование представлений о русском языке как живом, развивающемся явлении, о
диалектическом противоречии подвижности и стабильности в русском языке (включая его
лексику, формы существования, стилистическую систему, а также нормы русского
литературного словоупотребления); 3) ориентированность во всех содержательных блоках
учебного предмета прежде всего на анализ отражения в фактах языка русской языковой
картины мира и концептосферы русского народа, особенностей русского менталитета и
морально-нравственных ценностей. Школьный курс родного русского языка опирается на
содержание курса русского языка, представленного в образовательной области «Русский язык
и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии
настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными
линиями основного курса русского языка, но не дублируют их. Первая содержательная линия
«Язык и культура» представлена в программе темами, связанными с особенностями русской
языковой картины мира и отражения в ней менталитета русского народа; основные типы
национально-специфической лексики русского языка; активные процессы и новые тенденции
в развитии русского языка новейшего периода; особенности и разновидности письменной
речи начала XXI в. в современной цифровой (виртуальной) коммуникации; словари русского
языка, отражающие словарный состав русского языка в новейший период его истории. Вторая
содержательная линия «Культура речи», раскрывающая проблемы современной речевой
культуры, нацелена на формирование у обучающихся ответственного и осознанного
отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, развитие способности
обучающихся старшеклассников ориентироваться в современной речевой среде с учѐтом
требований экологии языка и повышение их речевой культуры; на формирование
представлений о культуре речи как компоненте национальной культуры, о вариантах
языковой нормы. Третья содержательная линия «Речь. Речевая деятельность. Текст» нацелена
на формирование осознанного отношения к тексту как средству передачи и хранения
культурных ценностей, опыта и истории народа; культурной связи поколений. В разделе
предусмотрено освоение приѐмов работы с традиционными линейными текстами,
ознакомление с приѐмами оптимизации процессов чтения и понимания гипертекстов, с
современными
информационно-справочными
ресурсами,
электронными
базами,
пространством блогосферы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)

Целями изучения родного языка (русского) по программам среднего общего образования
являются: формирование у обучающихся общероссийской гражданской идентичности,
гражданского самосознания, патриотизма, чувства сопричастности к судьбе Отечества,
ответственности за его настоящее и будущее; представления о традиционных российских
духовно-нравственных ценностях как основе российского общества; воспитание культуры
межнационального общения; воспитание познавательного интереса и любви к родному
русскому языку, отношения к нему как к духовной, нравственной и культурной ценности, а
через него — к родной культуре; ответственности за языковую культуру как национальное
достояние; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
овладение культурой межнационального общения, основанной на уважении чести и
национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных
ценностей; расширение представлений о родном языке как базе общезначимых
интеллектуальных и морально-нравственных ценностей и поведенческих стереотипов; знаний
о родном русском языке как форме выражения национальной культуры и национального
мировосприятия, истории говорящего на нѐм народа; об актуальных процессах и новых
тенденциях в развитии русского языка новейшего периода; о русском литературном языке как
высшей форме национального языка, о вариативности нормы, типах речевой культуры,
стилистической норме русского языка; о тексте как средстве хранения и передачи культурных
ценностей и истории народа; совершенствование устной и письменной речевой культуры,
формирование гибких навыков использования языка в разных сферах и ситуациях общения на
основе представлений о русском языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом
противоречии подвижности и стабильности в русском языке (включая его лексику, формы
существования, стилистическую систему, а также нормы русского литературного
словоупотребления); обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
обучающихся; совершенствование познавательных и интеллектуальных умений опознавать,
анализировать, сравнивать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия ситуации общения; совершенствование умений функциональной
грамотности: текстовой деятельности, умений осуществлять информационный поиск,
дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста;
овладение стратегиями, обеспечивающими оптимизацию чтения и понимания текстов
различных форматов (гипертекст, графика, инфографика и др.); умений трансформировать,
интерпретировать тексты и использовать полученную информацию в практической
деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область
«Родной язык и родная литература» и является обязательным для изучения. Содержание
учебного предмета «Родной язык (русский)», представленное в рабочей программе,
соответствует ФГОС СОО, Примерной основной образовательной программе среднего общего
образования. На изучение предмета «Родной язык (русский)» в 10—11 классах на базовом
уровне отводится 68 часов: в классе - 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе - 34 часа (1 час в
неделю). В вечерней школе учебный план имеет другую расчасовку: 10 класс 17часов (0,5 часа
в неделю, 11 класс 17часов (0,5 часа в неделю), 12 класс 17часов (0,5 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
10 КЛАСС
Раздел 1. Язык и культура Родной язык в жизни человека, общества, государства. Понятие
родного языка, значение родного языка в жизни человека. Родной язык как явление
национальной культуры. Русский язык в кругу других родных языков народов Российской
Федерации. Культура родной речи как фактор сохранения культурной преемственности
поколений. Русская языковая картина мира и отражение в языке менталитета русского народа.
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Национальноспецифическая лексика русского языка и еѐ основные типы (повторение, обобщение).
Особенности русской языковой картины мира (общее представление). Ключевые слова
русской культуры, основные разряды ключевых слов и их особенности (повторение,
обобщение). История русского народа и русской культуры сквозь призму лексики и
фразеологии русского языка (повторение, обобщение). Актуализация и пассивизация
различных разрядов слов и устойчивых слово-сочетаний в процессе исторического развития
общества и культуры русского народа. Переосмысление значений слов. Старославянская
лексика в русском языке: прошлое и настоящее. Роль старославянизмов в формировании
лексического состава русского литературного языка и высокого стиля русской речи.
Актуализация старославянизмов в русском языке новейшего времени. Словари русского языка
как хранилище сведений об истории и культуре русского народа (обзор, общее
представление). Общие толковые словари русского языка, отражающие прошлые периоды его
истории. Специальные исторические и этимологические словари русского языка. Словари,
отражающие словарный состав русского языка в новейший период его истории (рубеж XX—
XXI вв. и начало XXI в.).
Раздел 2. Культура речи Русский литературный язык как высшая форма национального
языка. Языковая норма и современный русский литературный язык. Языковая норма и
история еѐ развития. Устойчивость и изменчивость нормы. Основные причины изменения
языковых норм. Вариантность нормы как естественное свойство литературного языка. Типы
речевой культуры носителей языка. Речь правильная и речь хорошая. Речевая культура и еѐ
типы (общее представление). Орфоэпические нормы современного русского литературного
языка. Изменения в ударении и в произношении. Варианты ударения и произношения.
Орфоэпические словари ХХI в. Лексические нормы современного русского литературного
языка. Изменения лексических норм: переосмысление значений слов, освоение
терминологической лексики, изменение стилистической окраски слов. Современные
словарные пометы. Толковые словари ХХI в. Словари лексической сочетаемости слов
русского языка ХХI в. Морфологические нормы современного русского литературного языка
Изменения морфологических норм: варианты форм имени существительного, глагольных
форм. Грамматические словари и справочники русского языка ХХI в. Орфографические
варианты. Орфографическая вариативность в современном русском языке. Орфографический
вариант (общее представление). Орфографические словари и справочники русского языка ХХI
в. Языковая игра. Отступление от языковых норм в языковой игре.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
11 КЛАСС

Раздел 1. Речь. Речевая деятельность. Текст Текст как средство передачи и хранения
культурных ценностей, опыта и истории народа. Тексты как памятники культуры. Отражение
в памятниках письменности патриотизма русских людей. Значение труда летописца в истории
русской культуры. Библиотеки как культурные центры. Линейный текст и гипертекст.
Гипертекст как разветвлѐнная система текстов, связанных гиперссылками. Использование
линейного и нелинейного чтения с целью ознакомления с содержанием текста и его усвоения.
Современные тексты как особое явление в практике общения. Возможности использования в
тексте различных знаковых систем. Отражение в текстах современных тенденций к
визуализации и диалогизации общения. Стратегии чтения и понимания текста. Приѐмы
оптимизации процессов чтения и понимания текста. Приѐмы использования графики как
средства упорядочения информации прочитанного и/или услышанного текста. Русский язык в
повседневном устном общении. Специфика устной речи. Речевой опыт. Социальные роли.
Письменная речь в Рунете. Коммуникация в Рунете как отражение современного состояния
русского языка и основных тенденций его развития. Коммуникативные площадки Рунета.
Культура электронного общения. Обучающий корпус Национального корпуса русского языка
как информационно-справочный ресурс. Состав и структура Национального корпуса русского
языка. Возможности работы с Обучающим корпусом НКРЯ.
Раздел 2. Язык и культура Динамические процессы и новые тенденции в развитии русского
языка новейшего периода. Основные направления современного развития русского языка.
Изменения в формах существования русского языка, его функциональных и социальных
разновидностях, способах речевой коммуникации и формах русской речи в новейший период
его развития (общее представление). Русский язык в современной цифровой (виртуальной)
коммуникации. Современная цифровая (виртуальная, электрон-но-опосредованная)
коммуникация, еѐ особенности и формы (общее представление). Электронная (цифровая,
клавиатурная) письменная русская речь и еѐ особенности. Устнописьменная речь как новая
форма реализации русского языка (общее представление). Активные процессы в развитии
лексики русского языка XXI в. Расширение словарного состава русского языка в XXI в.
Актуальные пути появления новых слов (общее представление). Новая иноязычная лексика в
русском языке XXI в. и процессы еѐ адаптации. Причины пополнения русского языка новыми
иноязычными заимствованиями. Языки-источники новых иноязычных заимствований и
расширение сфер массового употребления заимствованных инноваций. Особенности
процессов иноязычного заимствования лексики и фразеологии в новейший период развития
русского языка. Основные направления и способы освоения русским языком новых
иноязычных слов в XXI в. (общее представление). Актуальные способы создания
морфологических и семантических неологизмов в русском языке новейшего периода.
Образование производных и сложносоставных новых слов (морфологических неологизмов) на
базе иноязычных инноваций. Семантические неологизмы в русском языке новейшего периода,
основные пути их образования. Новая фразеология русского языка. Причины появления новых
фразеологизмов. Основные тенденции в развитии фразеологии русского языка новейшего
периода. Фразеологические неологизмы иноязычного происхождения. Новая фразеология
исконно русского происхождения и еѐ источники.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
12 КЛАСС

Раздел 1. Культура речи Синтаксические нормы современного русского литературного языка.
Изменения синтаксических норм: варианты форм, связанные с управлением; вариативность в
согласовании сказуемого с подлежащим; колебания в употреблении предлогов.
Грамматические словари и справочники русского языка ХХI в. Факультативные знаки
препинания. Факультативные, альтернативные знаки препинания (общее представление).
Справочники по пунктуации русского языка ХХI в. Культура устного делового общения.
Устная деловая речь. Условия успешной профессионально-деловой коммуникации. Этикет и
речевой этикет делового общения. Деловая беседа. Деловой разговор по телефону. Культура
письменного делового общения. Документ как деловая бумага. Однозначность лексики,
использование терминов, недопустимость двусмысленности. Деловое письмо. Функции и
виды делового письма. Оформление деловых писем (общее представление). Культура учебнонаучного общения. Разновидности учебно-научного общения, их особенности. Речевой этикет
в учебно-научной коммуникации, его специфика (общее представление). Невербальные
средства общения в речевом этикете (замещающие и сопровождающие жесты). Культура
оформления научного текста. Противостояние речевой агрессии как актуальная проблема современной межличностной коммуникации. Понятие речевой агрессии как нарушение
экологии языка. Способы противостояния речевой агрессии. Основные правила речевого
общения.
Раздел 2. Речь. Речевая деятельность. Текст Прецедентный текст как средство культурной
связи поколений. Прецедентные тексты, высказывания, ситуации, имена. Сплошные и
несплошные тексты. Виды несплошных текстов. Роль иллюстративного материала в
содержательном наполнении текста. Тексты инструктивного типа. Назначение текстов
инструктивного типа. Инструкции вербальные и невербальные. Приѐмы работы с текстом
публицистического стиля. Способы выражения оценочности, диалогичности в текстах
публицистического стиля. Информационные ловушки. Основные жанры интернеткоммуникации. Блогосфера. Средства создания коммуникативного комфорта и языковая игра.
Традиции и новаторство в художественных текстах. Стилизация. Сетевые жанры
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ
(РУССКОМУ) НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты освоения обучающимися программы среднего общего образования
по родному языку (русскому) достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности
Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными,
историческими и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и
нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде. Личностные результаты освоения обучающимися
рабочей программы среднего общего образования по родному языку (русскому) должны
отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной
внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних
убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества; расширение

жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как
активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных
прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных
национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность
противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную
деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и
детско-юношеских организациях; умение взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтѐрской
деятельности.
2. Патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, родной язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального
народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа,
традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях,
труде; идейная убеждѐнность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за
его судьбу.
3. Духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность адекватно
оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов
России.
4. Эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность
воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов,
ощущать эмоциональное воздействие искусства; убеждѐнность в значимости для личности и
общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества, в том числе словесного; готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении
творческих работ по родному русскому языку.
5. Физического воспитания: сформированность здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью; потребность в физическом совершенствовании,
занятиях спортивнооздоровительной деятельностью; активное неприятие вредных привычек и
иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.
6. Трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность, в

том числе в процессе изучения родного русского языка; интерес к различным сферам
профессиональной деятельности, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, переводчиков,
педагогов; умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию
на протяжении всей жизни.
7. Экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание
влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,
осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление
действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать
неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности.
8. Ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность по родному языку
индивидуально и в группе. В процессе достижения личностных результатов освоения
обучающимися рабочей программы по родному языку (русскому) среднего общего
образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность: самосознания, включающего способность понимать своѐ эмоциональное
состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным
в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность
за своѐ поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении коммуникации; способность к сочувствию и
сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты,
учитывая собственный читательский и жизненный опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения рабочей программы по родному языку (русскому) для
среднего общего образования должны отражать: Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
1) базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать еѐ всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения, в том числе на материале русского родного языка;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять
закономерности и противоречия рассматриваемых явлений и процессов; разрабатывать план

решения проблемы с учѐтом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности; координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия при выполнении проектов по родному
языку; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе с
опорой на собственный читательский опыт;
2) базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности в контексте изучения предмета «Родной язык (русский)», навыками
разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания; владеть видами
деятельности по получению нового знания, в том числе по родному русскому языку, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе
при создании учебных и социальных проектов; владеть научной терминологией,
общенаучными ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные
задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; выявлять причинноследственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу еѐ решения, находить
аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям,
оценивать приобретѐнный опыт; осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и
способов действия в профессиональную среду; уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных
предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
3) работа с информацией: владеть навыками получения информации из источников разных
типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах
и жанрах с учѐтом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную
форму представления и визуализации (текст, презентация, таблица, схема, диаграмма, график
и др.); оценивать достоверность, легитимность информации, еѐ соответствие правовым и
морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками
распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями: 1) общение: осуществлять
коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке родного языка и во внеурочной
деятельности по предмету; распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог,
уметь смягчать конфликтные ситуации; развѐрнуто, логично и корректно с точки зрения
культуры речи излагать свою точку зрения; 2) совместная деятельность: понимать и
использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке родного языка и
во внеурочной деятельности; выбирать тематику и методы совместных действий с учѐтом

общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной
деятельности, организовывать и координировать действия по еѐ достижению: составлять план
действий, распределять роли с учѐтом мнений участников, обсуждать результаты совместной
работы; оценивать качество своего вклада и каждого участника команды вобщий результат по
разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости; осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, развивать творческие способности и воображение, быть
инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: самостоятельно
осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать
собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно
составлять план решения проблемы с учѐтом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям; расширять рамки учебного
предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его,
брать ответственность за решение; оценивать приобретѐнный опыт; способствовать
формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно
повышать свой образовательный и культурный уровень; самостоятельно составлять план
действий при анализе и создании текста, вносить необходимые коррективы в ходе его
реализации; 2) самоконтроль: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в
деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной
рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований; использовать приѐмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать
мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; 3) принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы
других при анализе результатов деятельности; признавать своѐ право и право других на
ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 10 класс
Язык и культура
Осознавать и объяснять роль родного языка в жизни человека, общества, государства; смысл
понятия «традиционные российские духовнонравственные ценности»; объяснять роль
русского языка в сохранении традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Осознавать и аргументировать необходимость ответственного отношения к использованию
родного русского языка во всех сферах жизни; иметь представление о языковом многообразии
Российской Федерации; проявлять уважительное отношение к национальным культурам и
языкам народов России.
Осознавать взаимосвязь родного языка и родной культуры, иметь представление о ключевых
словах русской культуры и их основных разрядах; анализировать и комментировать текст с
точки зрения употребления в нѐм ключевых слов русской культуры (в рамках изученного).
Иметь представление о языке как развивающемся явлении; характеризовать процессы
актуализации и пассивизации различных разрядов слов и устойчивых словосочетаний в

процессе исторического развития общества и культуры народа, приводить соответствующие
примеры.
Извлекать из словарей различных типов и комментировать информацию об истории и
традиционной культуре, особенностях русского быта и мировоззрения русского народа.
Культура речи
Осознавать и комментировать основные причины изменения языковых норм, приводить
примеры, иллюстрирующие динамику языковой нормы (в рамках изученного). Иметь
представление об основных типах речевой культуры, комментировать основные типы речевой
культуры человека.
Иметь представление об изменениях орфоэпических норм современного русского
литературного языка, актуальных вариантах орфоэпической и акцентологической норм
современного русского литературного языка; анализировать примеры вариантов
произношения и ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи
(в рамках изученного) с опорой на словарные пометы в орфоэпических словарях ХХI в.Иметь
представление об изменениях лексических норм современного русского литературного языка,
осознавать и объяснять причины их изменений; понимать значение словарных помет в
толковых словарях ХХI в. (в рамках изученного).
Иметь представление об изменениях морфологических норм современного русского
литературного языка; анализировать и сопоставлять варианты форм имени существительного,
глагола.
Иметь представление об орфографической вариативности всовременном русском языке,
орфографическом варианте; анализировать орфографические варианты (на отдельных
примерах).
Анализировать и оценивать с точки зрения соблюдения норм современного русского
литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учѐтом еѐ
соответствия основным нормам современного литературного языка.
Использовать современные толковые словари, словари синонимов, антонимов, паронимов;
орфоэпические словари, грамматические словари и справочники русского языка; использовать
орфографические словари и справочники по пунктуации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 11 класс
Речь. Речевая деятельность. Текст
Иметь представление о тексте как средстве передачи и хранения культурных ценностей, опыта
и истории народа; как памятнике культуры.
Иметь представление о новых форматах текстов, функционирующих в цифровой среде; об их
отличиях от традиционных текстов; о возможностях использования в текстах различных
знаковых систем; об отражении в этих текстах современных тенденций к визуализации и
диалогизации общения.
Владеть основными стратегиями, приѐмами оптимизации процессов чтения и понимания
текста. Осуществлять информационную переработку линейных текстов и гипертекстов.

Использовать графику как средство упорядочения информации прочитанного и/или
услышанного текста при создании вторичных текстов.
Иметь представление о специфике устной речи.
Осознавать и использовать свой речевой опыт в процессе коммуникации.
Иметь представление о коммуникации в Рунете как одной из сфер общения, отражающей
современное состояние русского языка и тенденции его развития; владеть культурой
электронного общения. Использовать Обучающий корпус Национального корпуса русского
языка (НКРЯ) как информационно-справочный ресурс.
Язык и культура
Иметь представление о динамических процессах и новых тенденциях в развитии русского
языка новейшего периода и комментировать их (в рамках изученного); приводить примеры,
иллюстрирующие основные тенденции в развитии русского языка.
Иметь представление о цифровой (виртуальной, электронноопосредованной) коммуникации и
еѐ формах, комментировать еѐ основные особенности; характеризовать основные отличия
устно-письменной разновидности электронной речи от традиционной письменной речи (в
рамках изученного); анализировать фрагменты устно-письменной речи разных жанров (блог,
форум, чат и др.).
Комментировать активные процессы в развитии лексики русского языка в XXI в.,
характеризовать особенности процесса заимствования иноязычной лексики и основные
способы еѐ освоения русским языком в новейший период его развития (в рамках изученного).
Определять значения новейших иноязычных лексических заимствований (с использованием
словарей иностранных слов), оценивать целесообразность их употребления; целесообразно
употреблять иноязычные слова.
Иметь представление об актуальных способах создания морфологических и семантических
неологизмов в русском языке новейшего периода; определять значения и способы
словообразования морфологических неологизмов, характеризовать пути образования
сематических неологизмов(в рамках изученного), приводить соответствующие примеры.
Объяснять причины появления новых фразеологизмов, характеризовать основные тенденции в
развитии фразеологии русского языка новейшего периода; определять значения новых
фразеологизмов, характеризовать их с точки зрения происхождения (на отдельных примерах,
в рамках изученного), принадлежности к определѐнному тематическому разряду,
особенностей употребления.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 12 класс
Культура речи
Иметь представление об изменениях синтаксических норм современного русского
литературного языка, современных вариантах синтаксической нормы; анализировать и
сопоставлять варианты форм, связанные с управлением, согласованием сказуемого с
подлежащим; анализировать колебания в употреблении предлогов.

Иметь представление о факультативных, альтернативных знаках препинания; анализировать
примеры использования факультативных знаков препинания в текстах. Иметь представление о
специфике устной и письменной речи в сфере профессионально-делового общения;
характеризовать основные виды делового общения (в рамках изученного); анализировать
речевое поведение человека, участвующего в деловой беседе, телефонных деловых разговорах
с учѐтом речевой ситуации, с позиции требований к речевому этикету делового общения;
делать выводы об особенностях эффективного делового речевого взаимодействия.
Характеризовать языковые особенности, функции, виды деловогописьма (в рамках
изученного); анализировать деловое письмо как текст официальноделового стиля; создавать
текст делового письма в соответствии с целью, речевой ситуацией и стилистическими
нормами официально-делового стиля (в рамках изученного). Характеризовать особенности
учебно-научного общения; анализировать речевое поведение человека, участвующего в
учебно-научном общении, с учѐтом речевой ситуации, норм научного стиля, требований к
речевому этикету учебно-научного общения.
Анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения уместного
использования языковых средств в соответствии с условиями и сферой общения; создавать
монологические и диалогические высказывания с учѐтом особенностей делового и учебнонаучного общения.
Осознавать и характеризовать речевую агрессию как нарушение экологии языка;
анализировать речевое поведение человека в ситуации противостояния речевой агрессии.
Использовать современные толковые словари, словари синонимов, антонимов, паронимов;
орфоэпические словари, грамматические словари и справочники русского языка; использовать
орфографические словари и справочники по пунктуации. Речь. Речевая деятельность. Текст
Иметь представление о прецедентных текстах как средстве культурной связи поколений.
Распознавать прецедентные тексты, высказывания, ситуации, имена; характеризовать их место
в культурном наследии.
Характеризовать различия в представлении информации в сплошных и несплошных текстах.
Выявлять роль иллюстративного материала в содержательном наполнении несплошных
текстов разных видов. Распознавать тексты инструктивного типа, характеризовать их с точки
зрения назначения.
Осуществлять информационную переработку вербальных и невербальных инструкций.
Владеть приѐмами работы с текстами публицистического стиля; характеризовать способы
выражения оценочности, диалогичности в текстах публицистического стиля.
Распознавать информационные
коммуникации.

ловушки.

Различать

основные

жанры

интернет-

Иметь представление о блогосфере. Владеть средствами создания коммуникативного
комфорта. Характеризовать традиции и новаторство в художественных текстах. Иметь
представление о стилизации

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов

№
п/
п

Тема урока

Всего

Контроль
ные
работы

Практич
еские
работы

Дата
изуче
ния

Электронны
е цифровые
образовател
ьные
ресурсы

Раздел 1. Язык и культура

1.1

Родной язык в жизни
человека, общества,
государства

1

1.2

Русская языковая картина
мира и отражение в языке
менталитета русского
народа (повторение,
обобщение)

2

1.3

История русского народа и
русской культуры сквозь
призму лексики и
фразеологии русского
языка (повторение,
обобщение)

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/

1.4

Старославянская лексика в
русском языке: прошлое и
настоящее

2

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/

1.5

Словари русского языка
как хранилище сведений об
истории и культуре народа
(общее представление)

1

1.6

Проверочная работа

1

Итого по разделу

1

7

Раздел 2. Культура речи

2.1

Типы речевой культуры
носителей языка

2.2

Языковая норма и
современный русский
литературный язык

2.3

Орфоэпические нормы
современного русского
литературного языка

1

1

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/fbaad004

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/fbaacd7a

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/fbaacef6

2.4

Лексические нормы
современного русского
литературного языка

2

2.5

Морфологические нормы
современного русского
литературного языка

2

2.6

Орфографические
варианты

1

2.7

Языковая игра

1

2.8

Проверочная работа

1

Итого по разделу

10

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

17

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/fbaae0ee

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/fbaad112

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольн
ые работы

Дата
Практичес
изучен
кие
ия
работы

Электрон
ные
цифровы
е
образова
тельные
ресурсы

Раздел 1. Речь. Речевая деятельность. Текст

1.1

Текст как средство передачи и
хранения культурных ценностей,
опыта и истории народа

1

1.2

Линейный текст и гипертекст

1

1.3

Современные тексты как
особое явление в практике
общения

1

Библиоте
ка ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/
Библиоте
ка ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/

1.4

Стратегии чтения и понимания
текста

2

1.5

Русская речь в повседневном
устном общении

1

1.6

Письменная речь в Рунете

1

1.7

Обучающий корпус
Национального корпуса
русского языка как
информационносправочный
ресурс

1

1.8

Проверочная работа
Проектноисследовательская
деятельность

1

Итого по разделу

Библиоте
ка ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/

Библиоте
ка ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/

1

9

Раздел 2. Язык и культура

2.1

Динамические процессы и
новые тенденции в развитии
русского языка новейшего
периода

2.2

Русский язык в современной
цифровой (виртуальной)
коммуникации

Библиот
ека ЦОК
1

1

https://m.e
dsoo.ru/fb
aad004

Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/fb

aacd7a

Библиот
ека ЦОК

2.3

Активные процессы в развитии
лексики в русском языке XXI в.

2.4

Новая иноязычная лексика в
русском языке XXI в. и
процессы ее адаптации

1

2.5

Актуальные способы создания
морфологических и
семантических неологизмов в
русском языке новейшего
периода

1

1

https://m.e
dsoo.ru/fb
aacef6
Библиоте
ка ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/

Библиот
ека ЦОК

2.6

Новая фразеология русского
языка

2

2.7

Проверочная работа
Проектноисследовательская
деятельность

1

1

Итого по разделу

8

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17

2

https://m.e
dsoo.ru/fb
aae0ee

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
12 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольн
ые работы

Практиче
ские
работы

Дата
изуче
ния

Электронн
ые
цифровые
образовате
льные
ресурсы

Раздел 1. Культура речи

1.1

Синтаксические нормы
современного русского
литературного языка .
Факультативные знаки
препинания

2

1.2

Культура устного делового
общения

1

1.3

Культура письменного
делового общения. Деловое
письмо

Библиотека
ЦОК
https://m.eds
oo.ru/

1

Библиотека
ЦОК
https://m.eds
oo.ru/

1.4

Культура учебно -научного
общения. Разновидности
учебно -научного общения,
их особенности

2

Библиотека
ЦОК
https://m.eds
oo.ru/

1.5

Противостояние речевой
агрессии как актуальная
проблема современной
межличностной
коммуникации

1

1.6

Проверочная работа.
Проектноисследовательска
я деятельность

1

Итого по разделу

8

Раздел 2. Речь. Речевая деятельность. Текст

2.1

Прецедентный текст как
средство культурной связи
поколений

Библиотек
а ЦОК
1

https://m.eds
oo.ru/fbaad0
04

Библиотек
а ЦОК

2.2

Тексты сплошные и
несплошные

2

https://m.eds
oo.ru/fbaacd
7a

2.3

Коммуникативная

2

Библиотек

грамотность. Приѐмы
работы с текстом
публицистического стиля

а ЦОК
https://m.eds
oo.ru/fbaace
f6

2.4

Тексты инструктивного
типа

1

2.5

Основные жанры
интернет-коммуникации

1

Библиотека
ЦОК
https://m.eds
oo.ru/

Библиотек
а ЦОК

2.6

Традиции и новаторство в
художественных текстах

2

2.7

Проверочная работа.
Проектноисследовательска
я деятельность

1

1

Итого по разделу

10

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

17

2

https://m.eds
oo.ru/fbaae0
ee

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/
п

Количество часов
Тема урока

Всег
о

1

Родной язык в
жизни человека,
общества,
государства.
Понятие родного
языка, значение
родного языка в
жизни человека

1

2

Русская
языковая
картина мира и
отражение в
языке
менталитета
русского народа.

1

3

Национально специфическая
лексика
русского языка и
еѐ основные
типы
(повторение,
обобщение).

1

4

Ключевые слова
русской
культуры,
основные
разряды
ключевых слов и
их особенности
(повторение,
обобщение).

1

5

История
русского народа
и русской
культуры сквозь
призму лексики
и фразеологии
русского языка.

1

6

Роль
старославянизмо

1

Контрольн
ые работы

Практическ
ие работы

Дата
изучен
ия

Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы

вв
формировании
лексического
состава русского
литературного
языка и
высокого стиля
русской речи.

7

Словари
русского языка
как хранилище
сведений об
истории и
культуре
русского народа
(обзор, общее
представление).
Проверочная
работа

1

8

Типы речевой
культуры
носителей языка.
Речь правильная
и речь хорошая.
Речевая
культура и еѐ
типы (общее
представление).

1

9

Языковая норма
и современный
русский
литературный
язык.

10

Языковая норма
и история еѐ
развития.
Устойчивость и
изменчивость
нормы.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
/

11

Орфоэпические
нормы
современного
русского
литературного
языка.
Изменения в
ударении и в
произношении.
Варианты

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
/

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
/

ударения и
произношения.

12

Лексические
нормы
современного
русского
литературного
языка.
Изменения
лексических
норм:
переосмысление
значений слов,
освоение
терминологичес
кой лексики,
изменение
стилистической
окраски слов

1

13

Современные
словарные
пометы.
Толковые
словари ХХI в.
Словари
лексической
сочетаемости
слов русского
языка ХХI в

1

14

Морфологическ
ие нормы
современного
русского
литературного
языка
Изменения
морфологически
х норм:
варианты форм
имени
существительног
о, глагольных
форм

1

15

Изменения
морфологически
х норм:
варианты форм
имени
существительног

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
/

о, глагольных
форм

16

Орфографически
е варианты.
Орфографическа
я вариативность
в современном
русском языке

1

17

Языковая игра.
Отступление от
языковых норм в
языковой игре
Проверочная
работа

1

Всего за год

17

2

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№
п/
п

Количество часов
Тема урока

Всег
о

1

Текст как средство
передачи и
хранения
культурных
ценностей, опыта
и истории народа.
Тексты как
памятники
культуры.

1

2

Использование
линейного и
нелинейного
чтения.

1

3

Отражение в
текстах
современных
тенденций к
визуализации и
диалогизации
общения.
Графические,
орфографические
и пунктуационные
средства
выразительности

1

4

Стратегии чтения
и понимания текста

1

5

Приѐмы
использования
графики как
средства
упорядочения
информации
прочитанного
и/или
услышанного
текста

1

6

Русская речь в
повседневном
устном общении

1

7

Коммуникация в

1

Контрольн
ые работы

Практичес
кие работы

Дата
изучен
ия

Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/

Рунете как
отражение
современного
состояния
русского языка и
основных
тенденций его
развития.
Коммуникативные
площадки Рунета.
Культура
электронного
общени

8

Обучающий
корпус
Национального
корпуса русского
языка (НКРЯ).
Состав и
структура НКРЯ.
Возможности
работы с
Обучающим
корпусом

9

Проверочная
работа

10

Основные
направления
развития русского
языка в XXI в.,
касающиеся форм
его
существования,
функциональных и
социальных
разновидностей,
изменений в его
функционировани
и в «реальном» и
виртуальном
пространстве.

11

Русский язык в
современной
цифровой
(виртуальной)
коммуникации
.Устнописьменная

1

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/

речь как новая
форма реализации
русского языка
(общее
представление)

12

Активные
процессы в
развитии лексики
в русском языке
XXI в. Актуальные
пути и способы
появления новых
слов

1

13

Новая иноязычная
лексика в русском
языке XXI в. и
процессы ее
адаптации

1

14

Смысловое
освоение новых
иноязычных слов.
Возможности
грамматического,
орфографического
и графического
освоения
иноязычных
инноваций

1

15

Семантические
неологизмы.
Развитие новых
переносных
значений
общеупотребитель
ных слов русского
языка при их
использовании в
сфере виртуальной
коммуникации

1

16

Новая фразеология
русского языка.
Фразеологические
неологизмы
иноязычного
происхождения.
Калькирование как
основной способ
освоения русским
языком

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/

иноязычных
фразеологизмов.

17

Образование
новых
фразеологических
оборотов на
исконно русской
почве.
Проверочная
работа

Всего за год

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/

1

17

2

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
12 КЛАСС
№
п/
п

Количество часов
Тема урока

Всег
о

1

Культура
письменного
делового общения.
Документ как
деловая бумага.
Однозначность
лексики,
использование
терминов,
недопустимость
двусмысленности.

1

2

Деловое письмо.
Функции и виды
делового письма.
Оформление
деловых писем

1

3

Культура учебно научного общения.
Разновидности
учебно -научного
общения, их
особенности.
Речевой этикет в
учебно -научной
коммуникации, его
специфика.

1

4

Невербальные
средства общения в
речевом этикете
(замещающие и
сопровождающие
жесты) (общее
представление).
Культура
оформления
научного текста

5

Понятие речевой
агрессии как
нарушение
экологии языка.
Противостояние
речевой агрессии

Контрольн
ые работы

Практичес
кие работы

Дата
изучен
ия

Электронные
цифровые
образователь
ные ресурсы

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/

1

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/

как актуальная
проблема
современной
межличностной
коммуникации.
Способы
противостояния
речевой агрессии

6

Проверочная
работа. Проектно исследовательская
деятельность

1

7

Прецедентный
текст как средство
культурной связи
поколений
Прецедентные
тексты,
высказывания,
ситуации, имена.
Культурное
пространство текста

1

8

Тексты сплошные
и несплошные.
Виды несплошных
текстов. Роль
иллюстративного
материала в
содержательном
наполнении текста

9

Приѐмы работы с
текстом
публицистического
стиля.

10

Способы
выражения
оценочности,
диалогичности в
текстах
публицистического
стиля.
Информационные

1

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/

11

Тексты
инструктивного
типа

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/

12

Назначение текстов
инструктивного

1

Библиотека
ЦОК

типа. Инструкции
вербальные и
невербальные

https://m.edsoo.r
u/

13

Основные жанры
интернеткоммуника
ции. Блогосфера.
Средства создания
коммуникативного
комфорта и
языковая игра

14

Традиции и
новаторство в
художественных
текстах.
Стилизация.
Сетевые жанры

1

15

Традиции и
новаторство в
художественных
текстах.
Стилизация.
Сетевые жанры

1

16

Проверочная
работа.

17

Проектно исследовательская
деятельность.

Всего за год

1

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/

1
17

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Русский родной язык, 10-11 классы Александрова О.М. / Загоровская О. В. / Гостева Ю.Н.; АО
«Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Алексеев Ф. Все правила русского языка. Пособие для учителей и школьников. – М.:

«Издательство АСТ», 2018.
2. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. – М.: Дрофа, 2009.
3. Горшков А.И. Русская словесность. – М.: Дрофа, 2000.
4. Нарушевич А.Г. Средства выразительности на ЕГЭ и ОГЭ. 9-11 классы. Ростов-наДону: Легион, 2017.
5. Сергушева С.В. Комплексный анализ текста. – Санкт-Петербург: «Литера», 2005.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/ http://rus.1september.ru / – Электронная версия газеты «Русский язык».
Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка» https://m.edsoo.ru/ - Библиотека ЦО


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».