Рабочая программа музыка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыка – универсальный антропологический феномен, неизменно
присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей
истории человечества. Используя интонационно-выразительные средства,
она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и
мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной
стороны, высокий уровень обобщенности, с другой – глубокая степень
психологической вовлеченности личности. Эта особенность открывает
уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека,
гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми,
окружающим миром через занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие
важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция,
сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет
музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода,
позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и
мировоззрение представителей других народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является
средством сохранения и передачи идей и смыслов, рожденных в предыдущие
века и отраженных в народной, духовной музыке, произведениях великих
композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное
воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности.
Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного
кода, сохраняющего в свернутом виде всю систему мировоззрения предков,
передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком –
подсознательном – уровне.
Музыка – временно́е искусство . В связи с этим важнейшим вкладом в
развитие комплекса психических качеств личности является способность
музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинноследственных связей и логики развития событий, обогащать индивидуальный
опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Изучение музыки обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере
эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию
личности. Музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в
эстетическое и нравственное развитие обучающегося, формирование всей
системы ценностей.

Изучение музыки необходимо для полноценного образования и
воспитания обучающегося, развития его психики, эмоциональной и
интеллектуальной сфер, творческого потенциала.
Основная цель реализации программы по музыке – воспитание
музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся.
Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является
личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического
комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями
эстетического восприятия (постижение мира через переживание,
интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений,
моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через
творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация
осуществляется по следующим направлениям:
становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного
миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
развитие потребности в общении с произведениями искусства,
осознание значения музыкального искусства как универсальной формы
невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов,
эффективного способа авто-коммуникации;
формирование творческих способностей ребенка, развитие внутренней
мотивации к интонационно-содержательной деятельности.
Задачи обучения музыке на уровне основного общего образования:
приобщение к традиционным российским ценностям через личный
психологический опыт эмоционально-эстетического переживания;
осознание социальной функции музыки, стремление понять
закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного
проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики ее
воздействия на человека;
формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального
искусства, воспитание уважительного отношения к системе культурных
ценностей других людей, приверженность парадигме сохранения и развития
культурного многообразия;
формирование целостного представления о комплексе выразительных
средств музыкального искусства, освоение ключевых элементов
музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей;
расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и
музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших
образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира,

ориентации в истории развития музыкального искусства и современной
музыкальной культуре;
развитие общих и специальных музыкальных способностей,
совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:
слушание (расширение приемов и навыков вдумчивого, осмысленного
восприятия музыки, аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности
в связи с прослушанным музыкальным произведением);
исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях, игра на
доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности
на электронных и виртуальных музыкальных инструментах);
сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации,
композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых
программных продуктов);
музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка,
танец, двигательное моделирование);
творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты,
фестивали, представления);
исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
Программа по музыке составлена на основе модульного принципа
построения учебного материала и допускает вариативный подход к
очередности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и
методов освоения содержания. При этом 4 модуля из 9 предложенных
рассматриваются как инвариантные, остальные 5 – как вариативные,
реализация которых может осуществляться по выбору учителя с учетом
этнокультурных традиций региона, индивидуальных особенностей,
потребностей и возможностей обучающихся, их творческих способностей.
Содержание учебного предмета структурно представлено девятью
модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с
образовательной программой начального общего образования и
непрерывность изучения учебного предмета:
инвариантные модули:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Русская классическая музыка»;
модуль № 4 «Жанры музыкального искусства»
вариативные модули:
модуль № 5 «Музыка народов мира»;
модуль № 6 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 7 «Духовная музыка»;

модуль № 8 «Современная музыка: основные жанры и направления».
Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков. Виды
деятельности, которые может использовать в том числе (но не
исключительно) учитель для планирования внеурочной, внеклассной работы,
обозначены «вариативно».
Общее число часов, рекомендованных для изучения музыки, – 40 часов:
в 5 классе – 8 часа (1 час в месяц), в 6 классе – 8 часа (1 час в месяц), в 7
классе – 8 часа (1 час в месяц), в 8 классе – 8 часа (1 час в месяц), в 9 классе –
8 часа (1 час в месяц).
Изучение
музыки
предполагает
активную
социокультурную
деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих
проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими
учебными предметами, как изобразительное искусство, литература,
география, история, обществознание, иностранный язык.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Инвариантные модули
Модуль № 1 «Музыка моего края»
Фольклор – народное творчество.
Содержание: Традиционная музыка – отражение жизни народа. Жанры
детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство со звучанием фольклорных образцов в аудио- и
видеозаписи;
определение на слух:
принадлежности к народной или композиторской музыке;
исполнительского
состава
(вокального,
инструментального,
смешанного);
жанра, основного настроения, характера музыки;
разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных
наигрышей, фольклорных игр.
Календарный фольклор.
Содержание: Календарные обряды, традиционные для данной местности
(осенние, зимние, весенние – на выбор учителя).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с символикой календарных обрядов, поиск информации о
соответствующих фольклорных традициях;
разучивание и исполнение народных песен, танцев;
вариативно: реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента;
участие в народном гулянии, празднике на улицах своего города, поселка.
Семейный фольклор.
Содержание: Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека:
свадебный обряд, рекрутские песни, плачи-причитания.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с фольклорными жанрами семейного цикла;
изучение особенностей их исполнения и звучания;
определение на слух жанровой принадлежности, анализ символики
традиционных образов;
разучивание и исполнение отдельных песен, фрагментов обрядов (по
выбору учителя);
вариативно: реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента;
исследовательские проекты по теме «Жанры семейного фольклора».
Наш край сегодня.

Содержание: Современная музыкальная культура родного края. Гимн
республики, города (при наличии). Земляки – композиторы, исполнители,
деятели культуры. Театр, филармония, консерватория.
Виды деятельности обучающихся:
разучивание и исполнение гимна республики, города, песен местных
композиторов;
знакомство с творческой биографией, деятельностью местных мастеров
культуры и искусства;
вариативно: посещение местных музыкальных театров, музеев,
концертов, написание отзыва с анализом спектакля, концерта, экскурсии;
исследовательские проекты, посвященные деятелям музыкальной
культуры своей малой родины (композиторам, исполнителям, творческим
коллективам);
творческие проекты (сочинение песен, создание аранжировок народных
мелодий; съемка, монтаж и озвучивание любительского фильма),
направленныена сохранение и продолжение музыкальных традиций своего
края.
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»
Россия – наш общий дом.
Содержание: Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов
нашей страны. Музыка наших соседей, музыка других регионов (при
изучении данного тематического материала рекомендуется выбрать не менее
трех региональных традиций. Одна из которых – музыка ближайших соседей
(например, для обучающихся Нижегородской области – чувашский или
марийский фольклор, для обучающихся Краснодарского края – музыка
Адыгеи). Две другие культурные традиции желательно выбрать среди более
удаленных географически, а также по принципу контраста мелодикоритмических особенностей. Для обучающихся республик Российской
Федерации среди культурных традиций обязательно должна быть
представлена русская народная музыка).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство со звучанием фольклорных образцов близких и далеких
регионов в аудио- и видеозаписи;
разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных
наигрышей, фольклорных игр разных народов России;
определение на слух:
принадлежности к народной или композиторской музыке;
исполнительского
состава
(вокального,
инструментального,
смешанного);

жанра, характера музыки.
Фольклорные жанры.
Содержание: Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика,
эпос, танец.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство со звучанием фольклора разных регионов России в аудио-и
видеозаписи;
аутентичная манера исполнения;
выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной
музыки разных народов;
выявление общего и особенного при сравнении танцевальных,
лирических и эпических песенных образцов фольклора разных народов
России;
разучивание и исполнение народных песен, танцев, эпических сказаний;
двигательная, ритмическая, интонационная импровизация в характере
изученных народных танцев и песен;
вариативно: исследовательские проекты, посвященные музыке разных
народов России; музыкальный фестиваль «Народы России».
Фольклор в творчестве профессиональных композиторов.
Содержание: Народные истоки композиторского творчества: обработки
фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типичных
образов, характеров, важных исторических событий. Внутреннее родство
композиторского и народного творчества на интонационном уровне.
Виды деятельности обучающихся:
сравнение аутентичного звучания фольклора и фольклорных мелодий в
композиторской обработке;
разучивание, исполнение народной песни в композиторской обработке;
знакомство с 2–3 фрагментами крупных сочинений (опера, симфония,
концерт, квартет, вариации), в которых использованы подлинные народные
мелодии;
наблюдение за принципами композиторской обработки, развития
фольклорного тематического материала;
вариативно: исследовательские, творческие проекты, раскрывающие
тему отражения фольклора в творчестве профессиональных композиторов
(на примере выбранной региональной традиции);
посещение концерта, спектакля (просмотр фильма, телепередачи),
посвященного данной теме;
обсуждение в классе и (или) письменная рецензия по результатам
просмотра.

На рубежах культур.
Содержание: Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга.
Этнографические экспедиции и фестивали. Современная жизнь фольклора.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с примерами смешения культурных традиций в
пограничных территориях (например, казачья лезгинка, калмыцкая
гармошка), выявление причинно-следственных связей такого смешения;
изучение творчества и вклада в развитие культуры современных этноисполнителей, исследователей традиционного фольклора;
вариативно: участие в этнографической экспедиции; посещение
(участие) в фестивале традиционной культуры.
Модуль № 3 «Русская классическая музыка»
(изучение тематических блоков данного модуля целесообразно
соотносить с изучением модулей «Музыка моего края» и «Народное
музыкальное творчество России», переходя от русского фольклора к
творчеству русских композиторов, прослеживая продолжение и развитие
круга национальных сюжетов, образов, интонаций).
Образы родной земли.
Содержание: Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные
инструментальные произведения, посвященные картинам русской природы,
народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М.И. Глинки,
С.В. Рахманинова, В.А. Гаврилина и других композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
повторение, обобщение опыта слушания, проживания, анализа музыки
русских композиторов, полученного на уровне начального общего
образования;
выявление мелодичности, широты дыхания, интонационной близости
русскому фольклору;
разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения,
сочиненного русским композитором-классиком;
музыкальная викторина на знание музыки, названий авторов изученных
произведений;
вариативно: рисование по мотивам прослушанных музыкальных
произведений; посещение концерта классической музыки, в программу
которого входят произведения русских композиторов.
Золотой век русской культуры.
Содержание: Светская музыка российского дворянства XIX века:
музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы, театры. Особенности

отечественной музыкальной культуры XIX в. (на примере творчества М.И.
Глинки, П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова и других композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с шедеврами русской музыки XIX века, анализ
художественного содержания, выразительных средств;
разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения
лирического характера, сочиненного русским композитором-классиком;
музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов
изученных произведений;
вариативно: просмотр художественных фильмов, телепередач,
посвященных русской культуре XIX века;
создание любительского фильма, радиопередачи, театрализованной
музыкально-литературной композиции на основе музыки и литературы XIX
века; реконструкция костюмированного бала, музыкального салона.
История страны и народа в музыке русских композиторов.
Содержание: Образы народных героев, тема служения Отечеству в
крупных театральных и симфонических произведениях русских
композиторов (на примере сочинений композиторов – Н.А.РимскогоКорсакова,
А.П.Бородина,
М.П.Мусоргского,
С.С.Прокофьева,
Г.В.Свиридова и других композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с шедеврами русской музыки XIX–XX веков, анализ
художественного содержания и способов выражения патриотической идеи,
гражданского пафоса;
разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения
патриотического содержания, сочиненного русским композиторомклассиком;
исполнение Гимна Российской Федерации;
музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов
изученных произведений;
вариативно: просмотр художественных фильмов, телепередач,
посвященных творчеству композиторов – членов русского музыкального
общества «Могучая кучка»; просмотр видеозаписи оперы одного из русских
композиторов (или посещение театра) или фильма, основанного на
музыкальных сочинениях русских композиторов.
Русский балет.
Содержание: Мировая слава русского балета. Творчество композиторов
(П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский, Р.К. Щедрин),
балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны.

Виды деятельности обучающихся:
знакомство с шедеврами русской балетной музыки;
поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях
российских балетных трупп за рубежом;
посещение балетного спектакля (просмотр в видеозаписи);
характеристика отдельных музыкальных номеров и спектакля в целом;
вариативно: исследовательские проекты, посвященные истории
создания знаменитых балетов, творческой биографии балерин, танцовщиков,
балетмейстеров;
съемки любительского фильма (в технике теневого, кукольного театра,
мультипликации) на музыку какого-либо балета (фрагменты).
Русская исполнительская школа.
Содержание: Творчество выдающихся отечественных исполнителей
(А.Г. Рубинштейн, С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и
другие исполнители). Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном
городе. Конкурс имени П.И. Чайковского.
Виды деятельности обучающихся:
слушание одних и тех же произведений в исполнении разных
музыкантов, оценка особенностей интерпретации;
создание домашней фоно- и видеотеки из понравившихся произведений;
дискуссия на тему «Исполнитель – соавтор композитора»;
вариативно: исследовательские проекты, посвященные биографиям
известных отечественных исполнителей классической музыки.
Русская музыка – взгляд в будущее.
Содержание: Идея светомузыки. Мистерии А.Н. Скрябина. Терменвокс,
синтезатор Е. Мурзина, электронная музыка (на примере творчества А.Г.
Шнитке, Э.Н. Артемьева и других композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с музыкой отечественных композиторов XX века,
эстетическими и технологическими идеями по расширению возможностей и
средств музыкального искусства;
слушание образцов электронной музыки, дискуссия о значении
технических средств в создании современной музыки;
вариативно: исследовательские проекты, посвященные развитию
музыкальной электроники в России;
импровизация, сочинение музыки с помощью цифровых устройств,
программных продуктов и электронных гаджетов.
Модуль № 4 «Жанры музыкального искусства»
Камерная музыка.

Содержание: Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс,
вокализ). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс).
Одночастная, двухчастная, трехчастная репризная форма. Куплетная форма.
Виды деятельности обучающихся:
слушание музыкальных произведений изучаемых жанров, (зарубежныхи
русских композиторов), анализ выразительных средств, характеристика
музыкального образа;
определение на слух музыкальной формы и составление ее буквенной
наглядной схемы;
разучивание
и
исполнение
произведений
вокальных
и
инструментальных жанров;
вариативно: импровизация, сочинение кратких фрагментов с
соблюдением основных признаков жанра (вокализ пение без слов, вальс –
трехдольный метр);
индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме;
выражение музыкального образа камерной миниатюры через устныйили
письменный текст, рисунок, пластический этюд.
Циклические формы и жанры.
Содержание: Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных).
Принцип контраста. Прелюдия и фуга. Соната, концерт: трехчастная форма,
контраст основных тем, разработочный принцип развития.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с циклом миниатюр, определение принципа, основного
художественного замысла цикла;
разучивание и исполнение небольшого вокального цикла;
знакомство со строением сонатной формы;
определение на слух основных партий-тем в одной из классических
сонат;
вариативно: посещение концерта (в том числе виртуального);
предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в
них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты);
последующее составление рецензии на концерт.
Симфоническая музыка.
Содержание: Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина).
Симфония.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с образцами симфонической музыки: программной
увертюры, классической 4-частной симфонии;

освоение основных тем (пропевание, графическая фиксация,
пластическое интонирование), наблюдение за процессом развертывания
музыкального повествования;
образно-тематический конспект;
исполнение (вокализация, пластическое интонирование, графическое
моделирование,
инструментальное
музицирование)
фрагментов
симфонической музыки;
слушание целиком не менее одного симфонического произведения;
вариативно: посещение концерта (в том числе виртуального)
симфонической музыки;
предварительное изучение информации о произведениях концерта
(сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать
аплодисменты);
последующее составление рецензии на концерт.
Театральные жанры.
Содержание: Опера, балет, Либретто. Строение музыкального
спектакля: увертюра, действия, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные
номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета.
Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном спектакле.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с отдельными номерами из известных опер, балетов;
разучивание и исполнение небольшого хорового фрагмента из оперы,
слушание данного хора в аудио- или видеозаписи, сравнение собственного и
профессионального исполнений;
музыкальная викторина на материале изученных фрагментов
музыкальных спектаклей;
различение, определение на слух:
тембров голосов оперных певцов;
оркестровых групп, тембров инструментов;
типа номера (соло, дуэт, хор);
вариативно: посещение театра оперы и балета (в том числе
виртуального); предварительное изучение информации о музыкальном
спектакле (сюжет, главные герои и исполнители, наиболее яркие
музыкальные номера);
последующее составление рецензии на спектакль.
Вариативные модули
Модуль № 5 «Музыка народов мира»
(изучение тематических блоков данного модуля в календарном
планировании целесообразно соотносить с изучением модулей «Музыка

моего края» и «Народное музыкальное творчество России», устанавливая
смысловые арки, сопоставляя и сравнивая музыкальный материал данных
разделов программы между собой).
Музыка – древнейший язык человечества.
Содержание: Археологические находки, легенды и сказания о музыке
древних. Древняя Греция – колыбель европейской культуры (театр, хор,
оркестр, лады, учение о гармонии).
Виды деятельности обучающихся:
экскурсия в музей (реальный или виртуальный) с экспозицией
музыкальных артефактов древности, последующий пересказ полученной
информации;
импровизация в духе древнего обряда (вызывание дождя, поклонение
тотемному животному);
озвучивание, театрализация легенды (мифа) о музыке;
вариативно: квесты, викторины, интеллектуальные игры;
исследовательские проекты в рамках тематики «Мифы Древней Греции
в музыкальном искусстве XVII—XX веков».
Музыкальный фольклор народов Европы.
Содержание: Интонации и ритмы, формы и жанры европейского
фольклора (для изучения данной темы рекомендуется выбрать не менее 2–3
национальных культур из следующего списка: английский, австрийский,
немецкий, французский, итальянский, испанский, польский, норвежский,
венгерский фольклор. Каждая выбранная национальная культура должна
быть представлена не менее чем двумя наиболее яркими явлениями. В том
числе, но не исключительно – образцами типичных инструментов, жанров,
стилевых и культурных особенностей (например, испанский фольклор –
кастаньеты, фламенко, болеро; польский фольклор – мазурка, полонез;
французский фольклор – рондо, трубадуры; австрийский фольклор –
альпийский рог, тирольское пение, лендлер). Отражение европейского
фольклора в творчестве профессиональных композиторов.
Виды деятельности обучающихся:
выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной
музыки народов Европы;
выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов
европейского фольклора и фольклора народов России;
разучивание и исполнение народных песен, танцев;
двигательная, ритмическая, интонационная импровизация по мотивам
изученных традиций народов Европы (в том числе в форме рондо).
Музыкальный фольклор народов Азии и Африки.

Содержание: Африканская музыка – стихия ритма. Интонационноладовая основа музыки стран Азии (для изучения данного тематического
блока рекомендуется выбрать 1–2 национальные традиции из следующего
списка стран: Китай, Индия, Япония, Вьетнам, Индонезия, Иран, Турция),
уникальные традиции, музыкальные инструменты. Представления о роли
музыки в жизни людей.
Виды деятельности обучающихся:
выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной
музыки народов Африки и Азии;
выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов
азиатского фольклора и фольклора народов России;
разучивание и исполнение народных песен, танцев;
коллективные ритмические импровизации на шумовых и ударных
инструментах;
вариативно: исследовательские проекты по теме «Музыка стран Азии и
Африки».
Народная музыка Американского континента.
Содержание: Стили и жанры американской музыки (кантри, блюз,
спиричуэлс, самба, босса-нова). Смешение интонаций и ритмов различного
происхождения.
Виды деятельности обучающихся:
выявление характерных интонаций и ритмов в звучании американского,
латиноамериканского фольклора, прослеживание их национальных истоков;
разучивание и исполнение народных песен, танцев;
индивидуальные и коллективные ритмические и мелодические
импровизации в стиле (жанре) изучаемой традиции.
Модуль № 6 «Европейская классическая музыка»
Национальные истоки классической музыки.
Содержание: Национальный музыкальный стиль на примере творчества
Ф. Шопена, Э. Грига и других композиторов. Значение и роль композитора
классической музыки. Характерные жанры, образы, элементы музыкального
языка.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с образцами музыки разных жанров, типичных для
рассматриваемых
национальных
стилей,
творчества
изучаемых
композиторов;
определение на слух характерных интонаций, ритмов, элементов
музыкального языка, умение напеть наиболее яркие интонации, прохлопать
ритмические примеры из числа изучаемых классических произведений;

разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения,
сочиненного композитором-классиком (из числа изучаемых в данном
разделе);
музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов
изученных произведений;
вариативно: исследовательские проекты о творчестве европейских
композиторов-классиков, представителей национальных школ; просмотр
художественных и документальных фильмов о творчестве выдающих
европейских композиторов с последующим обсуждением в классе;
посещение концерта классической музыки, балета драматического спектакля.
Музыкант и публика.
Содержание: Кумиры публики (на примере творчества В.А. Моцарта, Н.
Паганини, Ф. Листа и других композиторов). Виртуозность, талант, труд,
миссия композитора, исполнителя. Признание публики. Культура слушателя.
Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с образцами виртуозной музыки;
размышление над фактами биографий великих музыкантов – как
любимцев публики, так и непонятых современниками;
определение на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов
музыкального языка, изучаемых классических произведений, умение напеть
их наиболее яркие ритмоинтонации;
музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов
изученных произведений;
знание и соблюдение общепринятых норм слушания музыки, правил
поведения в концертном зале, театре оперы и балета;
вариативно: работа с интерактивной картой (география путешествий,
гастролей), лентой времени (имена, факты, явления, музыкальные
произведения); посещение концерта классической музыки с последующим
обсуждением в классе; создание тематической подборки музыкальных
произведений для домашнего прослушивания.
Музыка – зеркало эпохи.
Содержание: Искусство как отражение, с одной стороны – образа
жизни, с другой – главных ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили
барокко и классицизм (круг основных образов, характерных интонаций,
жанров). Полифонический и гомофонно-гармонический склад на примере
творчества И.С. Баха и Л. ван Бетховена.
Виды деятельности обучающихся:

знакомство с образцами полифонической и гомофонно-гармонической
музыки;
разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения,
сочиненного композитором-классиком (из числа изучаемых в данном
разделе);
исполнение вокальных, ритмических, речевых канонов;
музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов
изученных произведений;
вариативно: составление сравнительной таблицы стилей барокко и
классицизм (на примере музыкального искусства, либо музыки и живописи,
музыки и архитектуры); просмотр художественных фильмов и телепередач,
посвященных стилям барокко и классицизм, творческому пути изучаемых
композиторов.
Музыкальный образ.
Содержание: Героические образы в музыке. Лирический герой
музыкального произведения. Судьба человека – судьба человечества (на
примере творчества Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и других композиторов).
Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных
интонаций, жанров).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с произведениями композиторов – венских классиков,
композиторов-романтиков,
сравнение
образов
их
произведений,
сопереживание музыкальному образу, идентификация с лирическим героем
произведения;
узнавание на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов
музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть
их наиболее яркие темы, ритмоинтонации;
разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения,
сочиненного композитором-классиком, художественная интерпретация его
музыкального образа;
музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов
изученных произведений;
вариативно: сочинение музыки, импровизация; литературное,
художественное творчество, созвучное кругу образов изучаемого
композитора; составление сравнительной таблицы стилей классицизм и
романтизм (только на примере музыки, либо в музыке и живописи, в музыке
и литературе).
Музыкальная драматургия.

Содержание: Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема.
Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка.
Музыкальная форма – строение музыкального произведения.
Виды деятельности обучающихся:
наблюдение за развитием музыкальных тем, образов, восприятие логики
музыкального развития;
умение слышать, запоминать основные изменения, последовательность
настроений, чувств, характеров в развертывании музыкальной драматургии;
узнавание на слух музыкальных тем, их вариантов, видоизмененных в
процессе развития;
составление наглядной (буквенной, цифровой) схемы строения
музыкального произведения;
разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения,
сочиненного композитором-классиком, художественная интерпретация
музыкального образа в его развитии;
музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов
изученных произведений;
вариативно: посещение концерта классической музыки, в программе
которого присутствуют крупные симфонические произведения; создание
сюжета любительского фильма (в том числе в жанре теневого театра,
мультфильма), основанного на развитии образов, музыкальной драматургии
одного из произведений композиторов-классиков.
Музыкальный стиль.
Содержание: Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов,
драматургических приемов, музыкального языка. (На примере творчества
В.А. Моцарта, К. Дебюсси, А. Шенберга и других композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
обобщение и систематизация знаний о различных проявлениях
музыкального стиля (стиль композитора, национальный стиль, стиль эпохи);
исполнение 2–3 вокальных произведений – образцов барокко,
классицизма, романтизма, импрессионизма (подлинных или стилизованных);
музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов
изученных произведений;
определение на слух в звучании незнакомого произведения:
принадлежности к одному из изученных стилей;
исполнительского состава (количество и состав исполнителей,
музыкальных инструментов);
жанра, круга образов;

способа музыкального изложения и развития в простых и сложных
музыкальных формах (гомофония, полифония, повтор, контраст,
соотношение разделов и частей в произведении);
вариативно: исследовательские проекты, посвященные эстетике и
особенностям музыкального искусства различных стилей XX века.
Модуль № 7 «Духовная музыка»
Храмовый синтез искусств.
Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение
acapella или пение в Сопровождении органа). Основные жанры, традиции.
Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения.
Виды деятельности обучающихся:
повторение, обобщение и систематизация знаний о христианской
культуре западноевропейской традиции русского православия, полученных
на уроках музыки и основ религиозных культур и светской этики на уровне
начального общего образования;
осознание единства музыки со словом, живописью, скульптурой,
архитектурой как сочетания разных проявлений единого мировоззрения,
основной идеи христианства;
исполнение вокальных произведений, связанных с религиозной
традицией, перекликающихся с ней по тематике;
определение сходства и различия элементов разных видов искусства
(музыки, живописи, архитектуры), относящихся:
к русской православной традиции;
западноевропейской христианской традиции;
другим конфессиям (по выбору учителя);
вариативно: посещение концерта духовной музыки.
Развитие церковной музыки
Содержание:
Европейская
музыка
религиозной
традиции
(григорианский хорал, изобретение нотной записи Гвидод’Ареццо,
протестантский хорал). Русская музыка религиозной традиции (знаменный
распев, крюковая запись, партесное пение). Полифония в западной и русской
духовной музыке. Жанры: кантата, духовный концерт, реквием.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с историей возникновения нотной записи;
сравнение
нотаций
религиозной
музыки
разных
традиций
(григорианский хорал, знаменный распев, современные ноты);
знакомство с образцами (фрагментами) средневековых церковных
распевов (одноголосие);
слушание духовной музыки;

определение на слух: состава исполнителей; типа фактуры (хоральный
склад, полифония); принадлежности к русской или западноевропейской
религиозной традиции;
вариативно: работа с интерактивной картой, лентой времени с
указанием географических и исторических особенностей распространения
различных явлений, стилей, жанров, связанных с развитием религиозной
музыки; исследовательские и творческие проекты, посвященные отдельным
произведениям духовной музыки.
Музыкальные жанры богослужения.
Содержание: Эстетическое содержание и жизненное предназначение
духовной музыки. Многочастные произведения на канонические тексты:
католическая месса, православная литургия, всенощное бдение.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с одним (более полно) или несколькими (фрагментарно)
произведениями мировой музыкальной классики, написанными в
соответствии с религиозным каноном;
вокализация музыкальных тем изучаемых духовных произведений;
определение на слух изученных произведений и их авторов, иметь
представление об особенностях их построения и образов;
устный или письменный рассказ о духовной музыке с использованием
терминологии, примерами из соответствующей традиции, формулировкой
собственного отношения к данной музыке, рассуждениями, аргументацией
своей позиции.
Религиозные темы и образы в современной музыке.
Содержание: Сохранение традиций духовной музыки сегодня.
Переосмысление религиозной темы в творчестве композиторов XX–XXI
веков. Религиозная тематика в контексте современной культуры.
Виды деятельности обучающихся:
сопоставление тенденций сохранения и переосмысления религиозной
традиции в культуре XX–XXI веков;
исполнение музыки духовного содержания, сочиненной современными
композиторами;
вариативно: исследовательские и творческие проекты по теме «Музыка
и религия в наше время»; посещение концерта духовной музыки.
Модуль № 8 «Современная музыка: основные жанры и
направления»
Джаз.

Содержание: Джаз – основа популярной музыки XX века. Особенности
джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты,
вопросно-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с различными джазовыми музыкальными композициямии
направлениями (регтайм, биг бэнд, блюз);
разучивание, исполнение одной из «вечнозеленых» джазовых тем,
элементы ритмической и вокальной импровизации на ее основе;
определение на слух: принадлежности к джазовой или классической
музыке; исполнительского состава (манера пения, состав инструментов);
вариативно: сочинение блюза; посещение концерта джазовой музыки.
Мюзикл.
Содержание: Особенности жанра. Классика жанра – мюзиклы середины
XX века (на примере творчества Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э.Л. Уэббера).
Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство
с
музыкальными
произведениями,
сочиненными
зарубежными и отечественными композиторами в жанре мюзикла, сравнение
с другими театральными жанрами (опера, балет, драматический спектакль);
анализ рекламных объявлений о премьерах мюзиклов в современных
средствах массовой информации;
просмотр видеозаписи одного из мюзиклов, написание собственного
рекламного текста для данной постановки;
разучивание и исполнение отдельных номеров из мюзиклов.
Молодежная музыкальная культура.
Содержание: Направления и стили молодежной музыкальной культуры
XX–XXI веков (рок-н-ролл, блюз-рок, панк-рок, хард-рок, рэп, хип-хоп, фанк
и другие). Авторская песня (Б.Окуджава, Ю.Визбор, В. Высоцкий и др.).
Социальный и коммерческий контекст массовой музыкальной культуры
(потребительские тенденции современной культуры).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с музыкальными произведениями, ставшими «классикой
жанра» молодежной культуры (группы «Битлз», Элвис Пресли, Виктор Цой,
Билли Айлиш и другие группы и исполнители);
разучивание и исполнение песни, относящейся к одному из молодежных
музыкальных течений;
дискуссия на тему «Современная музыка»;
вариативно: презентация альбома своей любимой группы.
Музыка цифрового мира.

Содержание: Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет,
наушники). Музыка на любой вкус (безграничный выбор, персональные
плейлисты). Музыкальное творчество в условиях цифровой среды.
Виды деятельности обучающихся:
поиск информации о способах сохранения и передачи музыки прежде и
сейчас;
просмотр музыкального клипа популярного исполнителя, анализ его
художественного образа, стиля, выразительных средств;
разучивание и исполнение популярной современной песни;
вариативно: проведение социального опроса о роли и месте музыки в
жизни современного человека; создание собственного музыкального клипа.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
МУЗЫКЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения музыки на уровне основного общего образования
у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в
части:
1) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурноми
многоконфессиональном обществе;
знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение
музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран
мира;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края,
музыкальной культуры народов России;
знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую
музыкальную культуру;
интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры;
стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны,
своего края.
2) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
осознание комплекса идей и моделей поведения, отраженных в лучших
произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в
своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения,
отраженными в них;
активное
участие
в
музыкально-культурной
жизни
семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в
том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей,
концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтера в дни
праздничных мероприятий.
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
готовность воспринимать музыкальное искусство с учетом моральныхи
духовных ценностей этического и религиозного контекста, социальноисторических особенностей этики и эстетики;

готовность придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи
и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и
учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей,
конкурсов.
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть
прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к
природе, людям, самому себе;
осознание ценности творчества, таланта;
осознание
важности
музыкального
искусства
как
средства
коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной
средой;
овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как
искусства интонируемого смысла;
овладение основными способами исследовательской деятельностина
звуковом
материале
самой
музыки,
а
также
на
материале
искусствоведческой, исторической, публицистической информации о
различных явлениях музыкального искусства, использование доступного
объѐма специальной терминологии.
6) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и
опыт восприятия произведений искусства;
соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в
процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской
деятельности;
умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать адекватные интонационные средства для
выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного
общения;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.

7) трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности;
трудолюбие в учебе, настойчивость в достижении поставленных целей;
интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и
искусства;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
8) экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
нравственно-эстетическое отношение к природе,
участие в экологических проектах через различные формы
музыкального творчества
9) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни,
включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и
творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с
людьми из другой культурной среды;
стремление перенимать опыт, учиться у других людей – как взрослых,
так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества,
овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов
искусства;
воспитание чувства нового, способность ставить и решать
нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на
перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и
эмоциональный
опыт,
опыт
и
навыки
управления
своими
психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
устанавливать
существенные
признаки
для
классификации
музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и
обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов
музыкального языка;

сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков
произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;
обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей
музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в
комплексе выразительных средств, используемых при создании
музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;
выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного
музыкального звучания;
самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам
проведенного слухового наблюдения-исследования.
Базовые исследовательские действия:
следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса,
«наблюдать» звучание музыки;
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие
между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия,
исполнения музыки;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных,
в том числе исполнительских и творческих задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц,
сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных
объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, слухового исследования.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными
записями;
использовать интонирование для запоминания звуковой информации,
музыкальных произведений;
выбирать,
анализировать,
интерпретировать,
обобщать
и
систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах,
текстах, таблицах, схемах;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом
поставленных целей;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
различать тексты информационного и художественного содержания,
трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация) в
зависимости от коммуникативной установки.
Овладение системой универсальных познавательных учебных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том
числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности –
музыкального мышления.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться
понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания,
понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального
произведения;
передавать в собственном исполнении музыки художественное
содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к
исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной
речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном
общении;
эффективно использовать интонационно-выразительные возможностив
ситуации публичного выступления;
распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика,
жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации,
адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
2) вербальное общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения;
выражать свое мнение, в том числе впечатления от общения с
музыкальным искусством в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы, поддерживать благожелательный тон диалога;
публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
3) совместная деятельность (сотрудничество):
развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества,
соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки;
понимать
ценность
такого
социально-психологического
опыта,
экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;
понимать и использовать преимущества коллективной, групповойи
индивидуальной
музыкальной
деятельности,
выбирать
наиболее
эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по
самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских
навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
планировать достижение целей через решение ряда последовательных
задач частного характера;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и
жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план ее
изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (не достижения) результатов
деятельности, понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать
оценку приобретенному опыту;
использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного
управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе
стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации),
концентрации внимания.
Эмоциональный интеллект:
чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других
людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения
своих компетенций в данной сфере;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкальноопосредованного общения;
выявлять и анализировать причины эмоций;
понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя
коммуникативно-интонационную ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению,
эстетическим предпочтениям и вкусам;
признавать свое и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки
фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов
деятельности;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой регулятивных универсальных учебных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного
равновесия).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные
результаты
характеризуют
сформированность
у
обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к
музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с
музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении
музыки в актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по
музыке:
осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида
искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества,
могут рассуждать на эту тему;
воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и
самобытное цивилизационное явление;
знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры,
испытывают гордость за них;
сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной
музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной
культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других,
стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции,
понимают ответственность за сохранение и передачу следующим
поколениям музыкальной культуры своего народа);
понимают роль музыки как социально значимого явления,
формирующего общественные вкусы и настроения, включенного в развитие
политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития
общества.
К концу изучения модуля № 1 «Музыка моего края» обучающийся
научится:
отличать и ценить музыкальные традиции своей республики, края,
народа;
характеризовать особенности творчества народных и профессиональных
музыкантов, творческих коллективов своего края;
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения
композиторов своей малой родины.
К концу изучения модуля № 2 «Народное музыкальное творчество
России» обучающийся научится:
определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому
музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа, республик
Поволжья, Сибири (не менее трех региональных фольклорных традиций на
выбор учителя);

различать на слух и исполнять произведения различных жанров
фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкальных
инструментовк группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
объяснять на примерах связь устного народного музыкального
творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей
культуры страны.
К концу изучения модуля № 3 «Русская классическая музыка»
обучающийся научится:
различать на слух произведения русских композиторов-классиков,
называть автора, произведение, исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства,
использованные композитором, способы развития и форму строения
музыкального произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения
русских композиторов;
характеризовать
творчество
не
менее
двух
отечественных
композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных
сочинений.
К концу изучения модуля № 4 «Жанры музыкального искусства»
обучающийся научится:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерныеи
симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности,
приводить примеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичныхдля
данного жанра;
выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты)
вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров.
К концу изучения модуля № 5 «Музыка народов мира»
обучающийся научится:
определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к
западноевропейской,
латиноамериканской,
азиатской
традиционной
музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурнонациональным традициям;
различать на слух и исполнять произведения различных жанров
фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкальных
инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;

различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов
мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа
изученныхкультурно-национальных традиций и жанров).
К концу изучения модуля № 6 «Европейская классическая музыка»
обучающийся научится:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков,
называть автора, произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из
художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторовклассиков;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства,
использованные композитором, способы развития и форму строения
музыкального произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков,
приводить примеры наиболее известных сочинений.
К концу изучения модуля № 7 «Духовная музыка» обучающийся
научится:
различать и характеризовать жанры и произведения русской и
европейской духовной музыки;
исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;
приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.
К концу изучения модуля № 8 «Современная музыка: основные
жанры и направления» обучающийся научится:
определять и характеризовать стили, направления и жанры современной
музыки;
различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры
музыкальных инструментов, входящих в их состав;
исполнять современные музыкальные произведения в разных видах
деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
Раздел 1. Музыка моего края
1.1

Фольклор – народное творчество

Итого по разделу

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004

1

Раздел 2. Народное музыкальное творчество России
2.1

Россия – наш общий дом

Итого по разделу

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004

1

Раздел 3. Русская классическая музыка
3.1

Образы родной земли

Итого по разделу

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004

1

Раздел 4. Жанры музыкального искусства
4.1

Камерная музыка

Итого по разделу
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004

Раздел 1. Музыка народов мира
1.1

Музыкальный фольклор народов Европы

Итого по разделу

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5e9b004

1

Раздел 2. Европейская классическая музыка
2.1

Национальные истоки классической
музыки

Итого по разделу

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5e9b004

1

Раздел 3. Духовная музыка
3.1

Храмовый синтез искусств

Итого по разделу

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5e9b004

1

Раздел 4. Современная музыка: основные жанры и направления
4.1

Мюзикл

Библиотека ЦОК

1

Итого по разделу

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

8

https://m.edsoo.ru/f5e9b004

0

0

6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
Раздел 1. Музыка моего края
1.1

Наш край сегодня

Итого по разделу

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

1

Раздел 2. Народное музыкальное творчество России
2.1

Фольклорные жанры

Итого по разделу

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

1

Раздел 3. Русская классическая музыка
3.1

Образы родной земли

Итого по разделу

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

1

Раздел 4. Жанры музыкального искусства
4.1

Театральные жанры

Итого по разделу
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
Раздел 1. Музыка народов мира

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

1.1

Музыкальный фольклор народов Европы

Итого по разделу

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

1

Раздел 2. Европейская классическая музыка
2.1

Музыкальный образ

Итого по разделу

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

1

Раздел 3. Духовная музыкаа
3.1

Храмовый синтез искусств

Итого по разделу

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

1

Раздел 4. Современная музыка: основные жанры и направления
4.1

Молодежная музыкальная культура

Библиотека ЦОК

1

Итого по разделу

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

8

https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

0

0

7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
Раздел 1. Музыка моего края
1.1

Календарный фольклор

Итого по разделу

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea40f0

1

Раздел 2. Народное музыкальное творчество России
2.1

Фольклорные жанры

Итого по разделу

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea40f0

1

Раздел 3. Русская классическая музыка
3.1

История страны и народа в музыке
русских композиторов

Итого по разделу

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea40f0

1

Раздел 4. Жанры музыкального искусства
4.1

Камерная музыка

Итого по разделу
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
Раздел 1. Музыка народов мира

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea40f0

1.1

По странам и континентам

Итого по разделу

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5ea40f0

1

Раздел 2. Европейская классическая музыка
2.1

Музыкальная драматургия

Итого по разделу

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5ea40f0

1

Раздел 3. Духовная музыка
3.1

Музыкальные жанры богослужения

Итого по разделу

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5ea40f0

1

Раздел 4. Современная музыка: основные жанры и направления
4.1

Молодежная музыкальная культура

Библиотека ЦОК

1

Итого по разделу

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

8

https://m.edsoo.ru/f5ea40f0

0

0

8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
Раздел 1. Музыка моего края
1.1

Наш край сегодня

Итого по разделу

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4

1

Раздел 2. Народное музыкальное творчество России
2.1

На рубежах культур

Итого по разделу

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4

1

Раздел 3. Русская классическая музыка
3.1

Русский балет

Итого по разделу

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4

1

Раздел 4. Жанры музыкального искусства
4.1

Театральные жанры

Итого по разделу
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
Раздел 1. Музыка народов мира

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4

1.1

Музыкальный фольклор народов Азии и
Африки

Итого по разделу

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4

1

Раздел 2. Европейская классическая музыка
2.1

Музыка – зеркало эпохи

Итого по разделу

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4

1

Раздел 3. Духовная музыка
3.1

Религиозные темы и образы в
современной музыке

Итого по разделу

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4

1

Раздел 4. Современная музыка: основные жанры и направления
4.1

Музыка цифрового мира

Библиотека ЦОК

1

Итого по разделу

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

8

https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4

0

0

9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
Раздел 1. Музыка моего края
1.1

Наш край сегодня

Итого по разделу

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4

1

Раздел 2. Народное музыкальное творчество России
2.1

История страны и народа в музыке
русских композиторов

Итого по разделу

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea40f0

1

Раздел 3. Русская классическая музыка
3.1

Русская исполнительская школа

Итого по разделу

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4

1

Раздел 4. Жанры музыкального искусства
4.1

Театральные жанры

Итого по разделу
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
Раздел 1. Музыка народов мира

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4

1.1

По странам и континентам

Итого по разделу

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5ea40f0

1

Раздел 2. Европейская классическая музыка
2.1

Музыкальная драматургия

Итого по разделу

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5ea40f0

1

Раздел 3. Духовная музыка
3.1

Религиозные темы и образы в
современной музыке

Итого по разделу

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4

1

Раздел 4. Современная музыка: основные жанры и направления
4.1

Музыка цифрового мира

Библиотека ЦОК

1

Итого по разделу

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

8

https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Традиционная музыка –
отражение жизни народа

1

2

Вокальная музыка: Россия,
Россия, нет слова красивей

1

3

Вторая жизнь песни

1

4

Образы родной земли

1

5

Музыкальные путешествия по
странам и континентам

1

6

Истоки классической музыки

1

7

Небесное и земное в звуках и
красках

1

8

Что роднит музыку и литературу

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b5b8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b270
https://m.edsoo.ru/f5e9b5b8

Библиотека ЦОК

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

8

https://m.edsoo.ru/f5e9e092
https://m.edsoo.ru/f5e9e236

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9f884

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b41e

0

0

6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

1

«Подожди, не спеши, у берез
посиди…»

2

Обряды и обычаи в фольклоре и в
творчестве композиторов

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea0734
https://m.edsoo.ru/f5ea0d06
https://m.edsoo.ru/f5ea09fa

1

Библиотека ЦОК
3

Мир чарующих звуков: романс

1

4

Фортуна правит миром

1

5

По странам и континентам

1

6

Музыкальный образ и мастерство
исполнителя

1

7

Духовный концерт

1

8

Авторская песня: прошлое и
настоящее

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

8

https://m.edsoo.ru/f5ea05b8
https://m.edsoo.ru/f5ea0b80

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea17f6

0

0

7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Музыкальное путешествие: моя
Россия

1

2

Музыкальный народный
календарь

1

3

«Я русский композитор, и… это
русская музыка»

1

4

Камерная музыка

1

5

Традиционная музыка народов
Европы

1

6

Музыкальная драматургия развитие музыки

1

7

Образы «Вечерни» и «Утрени»

1

8

Рок-опера «Юнона и Авось» А.
Рыбникова

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

8

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea613e

0

0

8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Милый сердцу край

1

2

Музыкальная панорама мира

1

3

Классика балетного жанра

1

4

В музыкальном театре. Опера

1

5

Музыкальные традиции Востока

1

6

Музыкальные завещания
потомкам

1

7

Классика в современной
обработке

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eaa20c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea9afa

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eab27e
https://m.edsoo.ru/f5eab4d6

Библиотека ЦОК
8

В музыкальном театре. Мюзикл
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

https://m.edsoo.ru/f5eabc2e
https://m.edsoo.ru/f5eabff8
https://m.edsoo.ru/f5eac156

1

8

0

0

9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Календарный фольклор

1

2

История страны в музыке русских
композиторов

1

3

Русская вокальная
исполнительская школа

1

4

Путешествие в театр: комедия.

1

5

Тема Востока в творчестве
русских и зарубежных
композиторов

1

6

Музыкальный образ

1

7

Рок-опера «Иисус Христос»

1

8

Музыка в цифре (аудиоредакторы,
конвекторы, программы звукозаписей)

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

8

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eaa20c

0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Музыка: 5-й класс: учебник / Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
• Музыка: 6-й класс: учебник, 6 класс/ Сергеева Г. П., Критская Е. Д.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Музыка: 7-й класс: учебник, 7 класс/ Сергеева Г. П., Критская Е. Д.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Музыка: 8-й класс: учебник, 8 класс/ Сергеева Г. П., Критская Е. Д.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Музыка. 5-8 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия
учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей
общеобразоват. организаций / [Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э.
Кашекова]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 126 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f45b76-f453-552f31d9b164
2. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
3. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим
доступа: http://school-collection.edu.ru
5. Российская Электронная Школа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».