Рабочая программа биология 12 класс

Пояснительная записка
Программа по биологии в 12 классе составлена на основании примерной
программы среднего (полного) общего образования по биологии авторов: И.Б. Агафонова,
В.И. Сивоглазова. 2009 г., в соответствии с федеральным компонентом государственного
стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю в расчѐте на 34 учебных недели). Обучение
ведѐтся по учебникам «Общая биология 11 класс. Базовый уровень» авторы: В.И.
Сивоглазов, И.Б. Агафонова. М. Просвещение 2009 год.
Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической
грамотности и научного мировоззрения учащихся. Знания, полученные на уроках биологии,
должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и
обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни.
Изучение курса «Биология» в 12 классах на базовом уровне основывается на знаниях,
полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование
естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни,
на воспитание бережного отношения к окружающей среде. С этой целью в программе
уделяется серьезное внимание возможности использования полученных знаний в
повседневной жизни для решения прикладных задач:
 Профилактика СПИДа.
 Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие
зародыша человека.
 Влияние мутагенов на организм человека.
 Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
 Медико-генетическое консультирование.
Эти темы помогут корректно адаптироваться в современном обществе и использовать
приобретенные знания и умения в собственной жизни.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний, программой
предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.
В программе дается распределение материала по разделам и темам. В основу курса
положена уровневая организация живой природы. К каждой теме приведены основные
понятия и перечень демонстраций, допускающих использование различных средств
обучения с учетом специфики.
В 12 классе изучаются темы из раздела «Вид»:
- происхождение жизни на Земле.
- происхождение человека.
Раздел «Экосистемы» полностью изучаются в 12 классе
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать: основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная
теория Ч. Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя,
закономерностей изменчивости.

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем
(структура);

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие
искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности,
образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и
биосфере.

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки.

биологическую терминологию и символику.
уметь: объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад
биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;
единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние
алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние
мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи
организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов,



нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия
видов.

Решать: элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы
скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питании).

Описывать: представителей видов по морфологическому критерию.

Выявлять: приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в
окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей
местности.

Сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по
химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные
экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и
искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на
основе сравнения.

Анализировать и оценивать: различные гипотезы сущности жизни,
происхождение жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их
решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде.

Изучать: изменения в экосистемах на биологических моделях.

Находить: информацию о биологических объектах в различных источниках
(учебных текстах, справочниках, научно – популярных изданиях, компьютерных
базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.
Использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний,
стрессов, вредных привычек, курение, алкоголизм, наркомания); правил
поведения в природной среде;

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении
пищевыми продуктами;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение).
12 класс
Содержание обучения
Происхождение жизни на Земле (5 часов)
Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера.
Гипотезы о происхождении жизни.
Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина – Холдейна.
Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Демонстрации
Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов», «Эволюция
растительного мира», «Эволюция животного мира». Репродукции картин, изображающих
флору и фауну различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки организмов в древних
породах.
Практические работы
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
Происхождение человека (5 часов)
Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира
(класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы.
Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.
Демонстрации

Схемы: «Основные этапы эволюции человека». Таблицы, изображающие скелеты
человека и позвоночных животных.
Лабораторные работы
Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как
доказательства их родства.
Практические работы
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
ЭКОСИСТЕМЫ (24 часа)
Экологические факторы (5 часов)
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды
(абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов.
Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между
организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
Демонстрации
Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов на
живые организмы. Примеры симбиоза в природе.
Структура экосистем (9 часов)
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот
веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем.
Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества – агроценозы.
Демонстрации
Схема «Пространственная система экосистемы (ярусность растительного сообщества)».
Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды;
круговорот веществ и энергии в экосистеме.
Лабораторные работы
Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме.
Выявление антропогенных изменений в экосистеме своей местности.
Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистемы своей местности.
Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)
Практические работы
Решение экологических задач.
Биосфера – глобальная экосистема (5 часов)
Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И.
Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли.
Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода)
Демонстрации
Схема «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», «Круговорот
углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий видовое разнообразие живых
организмов биосферы.
Биосфера и человек (5 часов)
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в
природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных материалов.
Демонстрации
Таблицы, демонстрирующие глобальные экологические проблемы и последствия
деятельности человека в окружающей среде. Карты национальных парков, заповедников и
заказников России.
Практические работы
Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.
Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.

№
урока
1
2
3

4
5
6
7

8
9

Тема урока

Тип урока

Повторение темы «Обмен веществ»
комбинированный
Повторение тем: «Деление клетки. Размножение и комбинированный
оплодотворение»
Повторение тем: «Генетика. Моногибридное
комбинированный
скрещивание»

Домашнее
задание
Карточки
Карточки

§ 3.10-311.таблица в
тетрадях
Повторение тем: «Закономерности наследования. Лекция
§ 3.12 записи в
Дигибридное скрещивание»
тетрадях
Повторение тем: «Хромосомная теория
комбинированный §3.13-3.14,
наследственности. Генетика пола»
карточки
Повторение тем: «Изменчивость: наследственная Изучения нового
§ 3.15 – 3.17,
и ненаследственная»
материала
карточки
Повторение тем: «Селекция. Биотехнология»
Лекция
§3.18 – 3.19
записи в
тетрадях
Развитие биологии в до дарвиновского периода. Лекция
§4.1-4.2,
К. Линней. Ж.Б.Ламарк
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина Лекция
§4.3, записи в
тетради

10
11

Эволюционная теория
Вид. Критерии вида

комбинированный §4.4
Лекция
§4.5

12

Популяция как структурная единица вида

комбинированный §4.6

13
14
15
16

Популяция как единица эволюции
Факторы эволюции
Естественный отбор и его виды
Адаптация организмов к условиям среды

комбинированный § 4.7
комбинированный §4.8
§4.9
комбинированный §4.10, тест

17

Видообразование как результат естественного
отбора
Происхождение жизни на Земле
Развитие жизни на Земле
Гипотезы происхождения человека. Положение
человека в системе животного мира
Эволюция человека
Человеческие расы
Организм и среда. Экологические факторы
Абиотические факторы среды
Биотические факторы среды
Структура экосистем
Причины устойчивости и смены экосистем
Влияние человека на экосистемы
Биосфера – глобальная экосистема
Роль живых организмов в биосфере
Биосфера и человек
Экологические проблемы современности. Пути
решения экологических проблем

комбинированный §4.11-4.12

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

комбинированный §4.14
комбинированный §4.15 – 4.16
комбинированный §4.17-4.18
комбинированный
комбинированный
Лекция
комбинированный
комбинированный
комбинированный
Лекция
Лекция
комбинированный
комбинированный
комбинированный

§4.19
§4.20
§5.1
§5.2
§5.3
§5.4, тест
§5.6
§5.7, карточки
§5.8
§5.9
§5.10
§5.11-5.12,
карточки

33

Обобщающий урок по теме «Экосистемы»

Обобщение

34

Итоговое тестирование за курс 12 класса

Контроль

Подготовиться
к зачету

Дополнительная литература для учителя:
1. А.Ю. Гаврилова. Биология 11 класс: поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2006 г.
2. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Серия «Школа в клеточку». – М., «Лист». 1998г.
3. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2004г.
4. Никишов А.И., Петросова Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В. Биология в таблицах. М.:
«Илекса», 1997 г.
5. Соколовская Б.Х. 120 задач по генетике. М.: Центр РСПИ,1991 г.
Учебный комплекс ученика:
1.Учебник: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Общая биология. 10-11 классы.
М.: «Дрофа» 2007 г.
2. Р.Г. Заяц, И.В. Рачковская, В.М. Стамбровская. Пособие по биологии. Минск «Вышейшая
школа» 1997г.
3. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989 г.
4. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У., Биология. Т 1-3. М.: Мир, 2001г.
5. Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М.: Высшая школа, 1989г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».