Учебный план среднего общего образования ФГОС на 2023-2024 уч гг

Предметные
ласти

Учебный план среднего общего образования
на 2023-2024 учебный год
об- Учебные предметы
Количество часов в неделю
Уровень
10
11
12

Русский язык и литература
Родной язык и
родная литература
Иностранные языки
Математика и информатика
Общественные
науки
Естественные науки

Физическая культура, экология и
основы безопасности жизнедеятельности

Русский язык
Литература
Родной язык (русский)*
Родная литература (русская)*
Иностранный (английский) язык

2/70
2/70
0,5/17
0,5/17
1/35

2/70
2/70
0,5/17
0,5/17
1/35

2/68
2/68
0,5/17
0,5/17
1/34

Б
Б
Б
Б
Б

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
История
Обществознание
География
Физика
Биология
Химия
Астрономия
ОБЖ
Физическая культура

4/140

4/140

4/138

У

1/35
1/35
2/70
2/70
1/35
1/35
1/35
1/35

1/35
1/35
2/70
2/70
1/35
1/35
1/35
1/35

0,5/17

0,5/17
0,5/17

1/34
2/68
2/68
1/34
1/34
1/34
1/34
1/35
0,5/17
0,5/17

Б
Б
У
Б
Б
Б
Б
Б
Б
Б
Б

Индивидуальный проект
Технология
Итого
Индивидуальные и групповые занятия по обществознанию
Индивидуальные и групповые занятия по математике
Решение задач по физике
Итого

1/35
1/35
1/34
1/35
1/35
1/34
22,5/803
23/803
23/785
Предметы и курсы по выбору

ЭК
ЭК

1/35

1/35

1/34

ФК

1/35
2/70

1/35
2/70

1/34
1/34
3/102

ФК
ФК
7/242

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану среднего общего образования
на 2023-2024 учебный год
Среднее общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению.
1. Общие положения.
Учебный план для обучающихся 10-12 классов, реализующих ФГОС, составлен на основании
следующих документов:


Федерального уровня:


Закона Российской Федерации «Об образовании»;

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;

Приказ Миобрнауки России от 17.05.2012 г. №413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации
«Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);

Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 (ред. от 22.11.2019) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования»;

Перечень учебных пособий используемых в образовательном процессе утверждѐн
приказом «Об утверждении рабочих программ, учебников МБОУ «В(С)ОШ» на 2022-2023 учебный
год

Закон РФ от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ (в действующей редакции) «О воинской
обязанности и военной службе», на основании постановления Правительства Российской Федерации
от 31 декабря 1999 года № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской
Федерации к военной службе», приказов Минобороны РФ № 96 и Министерства образования и науки
РФ № 134 от 24.02.2010 г. «Об утверждения Инструкции об организации обучения граждан
Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной
службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных
учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных
пунктах», в целях закрепления военных знаний и навыков, приобретенных на занятиях по основам
военной службы с гражданами, обучающимися в муниципальных общеобразовательных
учреждениях среднего (полного) общего образования;

Регионального уровня:

Закона Свердловской области «Об образовании»;

Постановления Правительства Свердловской области от 05.09.2008 г. № 935-ПП «О
введении системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»;

Письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 27.06.2008 г. № 177 «Об использовании нормативных документов, определяющих содержание
учебных планов общеобразовательных учреждений Свердловской области»;
3


Письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 06.04.2010 г. № 59 «О внесении изменений в образовательные программы, учебные планы образовательных учреждений Свердловской области»;

Письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 22.06.2012 г. № 02-01-85/3339 «О направлении методических рекомендаций «Медикопедагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»»

Письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 20.06.2012 г. № 02-01-95/3256 «О направлении учебных программ по физической культуре для
общеобразовательных учреждений Свердловской области»;

Письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 29.06.2012 г. № 02-01-95/3503 «О направлении учебных программ по физической культуре для
общеобразовательных учреждений».


Образовательного учреждения:


Устава МБОУ «В(С)ОШ»;

Программы развития МБОУ «В(С)ОШ» на 2022-2024 г.г.;

Основной образовательной программы среднего общего
«В(С)ОШ» ФГОС.

образования

МБОУ

Учебным планом среднего общего образования школы предусмотрена реализация учебных
предметов на базовом и углубленном уровне, а также предметов по выбору. Предметы по выбору
учебного плана школы определены совместно с обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогами, администрацией.
Содержание образовательной программы МБОУ «В(С)ОШ» соответствует интересам и образовательным потребностям обучающихся, их особенностям и возможностям.
Рабочие программы согласованы заместителем директора по УВР и утверждены приказом директора.
Цели и задачи образования в средней школе
Средняя школа является особым образовательным пространством. В его рамках завершается
формирование социально адаптированной личности и одновременно происходит социальное, профессиональное и гражданское самоопределение молодых людей в силу достижения ими соответствующего возраста.
Указанные обстоятельства и определяют основные идеи образования в отношении средней
школы:

целенаправленная установка на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, чѐтко осознающей свои права и обязанности;

создание условий для становлений комплекса компетенций, которые рассматриваются,
как способность человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторных информационного
и коммуникативного пространств.
Исходя из этого формируются задачи, или принципы, организации образовательного процесса
в средней школе, которые позволяют обеспечить:

самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности;

формирование навыков проектно-исследовательской деятельности;

формирование компетенций, необходимых для продолжения образования после окончания школы.
Результатом успешной деятельности педагогического коллектива школы должны стать приобретѐнные старшеклассниками в процессе обучения:

приѐмы и способы учебной, исследовательской и проектной деятельности;

коммуникативные навыки (ведение диалога, дискуссии, выступление с докладом);
4

формы самостоятельной работы с различными источниками информации;
интеллектуальные умения (обобщение, анализ, сравнение).
Учебный план школы призван обеспечить выполнение Закона РФ «Об образовании» с учѐтом
Стандарта образования. Предлагаемый учебный план строится на признании необходимости широкого общения образования и признания прав ученика.
Учебный план составлен с условием реализации общего полного образования, которое является основой для развития способностей учащихся. Учебный план предусматривает 3-х летний срок
освоения программ среднего общего образования (10-12 классы). Учебный план определяет продолжительность учебного года 10 классы - 35 учебных недель. Продолжительность урока – 45 минут.
Продолжительность учебной недели 5 дней. Занятия организованы в 2 смены. Учащиеся 3 ступени
имеют следующую максимальную учебную нагрузку при пятидневной учебной неделе: 34 учебных
часа.
Количество часов Учебного плана



Количество часов Учебного плана соответствует максимально допустимой недельной нагрузке при 5-ти дневной учебной неделе.
Учебный план 3 ступени (10-12 класс) рассчитан на учащихся, способных к овладению системой знаний и приѐмов самостоятельной деятельности на уровне Государственного стандарта общего
образования. Реализуя запросы и пожелания учащихся и их родителей, в школе отводятся дополнительные часы для более глубокого изучения некоторых предметов и качественной подготовки к итоговой аттестации.
ЕГЭ проводится в 12 классах с целью является выяснение уровня и качества подготовки выпускников требованиям ФГОС и государственного образовательного стандарта (федеральный и национально-региональный компонент).
Ориентация на развитие возможностей и способностей учащихся обеспечивается индивидуально-групповыми занятиями как для учащихся, испытывающих трудности в обучении, так и для
учащихся с высоким образовательным потенциалом.
В школе созданы научно-методические условия для реализации учебного плана.
Таким образом, учебный план реализует главный принцип образования – приоритет развития
личности, личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников. Реализация данного
учебного плана предоставляет возможность всем учащимся получить базовое образование, позволяет
удовлетворить социальный заказ родителей, образовательные запросы и познавательные интересы
учащихся, т.е. достигнуть целей образовательной программы школы.
Среднее общее образование призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению.
Эффективное достижение этого возможно при введении специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. Школа осуществляет сотрудничество с факультетами довузовской подготовки многих высших учебных заведений, областным педагогическим колледжем г. Екатеринбурга, УрГПУ в форме посещения подготовительных
курсов, бесед по профориентации.
Структура и содержание Учебного плана
Учебный план состоит учебных предметов на базовом и углубленном уровне и учебных предметов по выбору. Предметы, занятия, направленные на реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся, организованы в соответствии с их запросами и отражающие специфику ОУ.
Обязательные учебные предметы на базовом уровне:
Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, История, Физическая культура, Основы безопасности жизнедеятельности.
Многие эти предметы учащиеся могут выбирать для сдачи ЕГЭ во время государственной
(итоговой) аттестация за курс среднего (полного) общего образования.
Русский язык. В учебном плане на изучение русского языка на третей ступени образования
(10-12 классы) отводится 1 час в неделю.
5

Литература. В учебном плане часы на изучение литературы на второй ступени образования
распределены по 2 часа еженедельно.
Иностранный язык представлен английским языком. Учебный план школы, как и базовый
план, предусматривает изучение в 10-12 классах по 1 час в неделю (35/34 часов в год). При проведении занятий по иностранному языку не осуществляется деление классов.
Математика. В школе для преподавания математики используется типовая программа для общеобразовательных школ, которая обеспечивается базовым компонентом. На изучение математики
отводится по 105/103 часов в год (3 часа в неделю в каждом классе).
История. В учебном плане на изучение истории в 10-12 классах отводится 2 часа в неделю.
Обществознание. В современном образовательном процессе большое внимание уделяется
правовому воспитанию и экономической грамоте. Интегрированный учебный предмет «Обществознание» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне включает разделы
«Экономика» и «Право», которые преподаются в составе данного предмета. На его изучение отводится 70/68 часов.(2 часа в неделю)
Физическая культура. На преподавание учебного предмета «Физическая культура» на ступени
среднего (полного) общего образования отводится по 0,5 часов в неделю в каждом классе.
Основы безопасности жизнедеятельности. В 10 классе предмет «ОБЖ» изучается как самостоятельный и позволяет уделить должное внимание педагогической валеологии, формированию
здорового образа жизни у учащихся. Учебная нагрузка 1 час в неделю, при этом, учитывается проведение учебных сборов для обучающихся 10-х классов.
Астрономия. Учебный предмет изучается в 10 классе в объеме 35 часов.
Учебные предметы по выбору на базовом уровне:
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
В УП предусмотрено изучение информатики в 10 классе 1 час. Информатика является предметом изучения, и на наш взгляд, должна стать неотъемлемой частью современного образования.
Технология. Для проведения уроков технологии выделен 1 час в неделю. Предмет «Технология» призван выполнять роль практико-ориентированного предмета, позволяющему детям формировать необходимые специальные умения и компетенции, т.к. 30% времени на занятиях отводится изучению теории, а 70% – практике (организация исследовательской деятельности, разработка проектов,
защита проектов, подготовка выставок и т.д.).
Физика. Преподавание физики, осуществляется по государственным программам и базовым
учебникам. Согласно базисному плану, в школьном плане на физику в 10 классе отведено по 1 часу в
неделю.
Предметы по выбору
Учитывая возрастающую роль английского языка, физики, введение обязательного экзамена
по английскому языку, востребованности физики при поступлении в учебные заведения, актуальности технических специальностей на рынке труда и среди выпускников школы, отводится 1 час на
курс «Решение задач по физике» за счет вариативной части.
Предусмотрен курс «Индивидуальные и групповые занятия по обществознанию» в 10-12
классах по 1 часу ввиду востребованности данного предмета среди обучающихся 12 классов в качестве ЕГЭ, а также при поступлении в ВУЗы.
Для старшего возраста характерен рост интеллектуальных сил. Мыслительная деятельность
характеризуется все более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, усиливающейся тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать и доказывать положения, делать
обоснованные выводы, связывать изучаемые явления в систему. Интеллектуальное развитие позволяет старшеклассникам осуществлять глубокий анализ материала, вскрывать закономерности, выявлять широкие аналогии, усваивать способы познания общих законов природы и общества. Особенностью этого возраста является возросшая степень осознанности учебной деятельности как способа
достижения профессиональных целей. Основными потребностями учащихся старших классов являются потребности в поисках смысла жизни, в мировоззрении как системе знаний.
6

Изучение образовательных программ в 10-12 классе завершаются промежуточной аттестацией. Промежуточная итоговая аттестация проводится в конце учебного года. Промежуточная аттестация по предметам элективных курсов осуществляется по окончанию курса и оценивается отметкой
«Зачѐт», «Незачѐт».
Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью получения объективной оценки
усвоения обучающимися образовательных программ, степени усвоения обучающимися Федерального компонента государственного образовательного стандарта, определенного образовательной программой в рамках учебного года и курса в целом.
Формы промежуточной аттестации учащихся по предметам отражены в таблице. По остальным
учебным предметам годовая оценка считается за промежуточную аттестацию.
Класс
10 класс
11 класс
12 класс

Предмет
Русский язык
Математика
Обществознание

Форма промежуточной аттестации
Контрольная работа с использованием тестов
Контрольная работа с использованием тестов
Контрольная работа с использованием тестов

Профессиональный состав педагогического коллектива:

Имеют высшую квалификационную категорию - 2 педагога

имеют 1 квалификационную категорию
- 5 педагогов

имеют соответствие занимаемой должности
- 4 педагога
По образовательному уровню:

с высшим педагогическим образованием - 9 педагогов

со средним специальным (педагогическим) образованием - 2 педагога
По педагогическому стажу:
 от 1 до 7 лет –4 педагога
 до 30 лет – 5 педагогов
 больше 30 лет – 2 педагога
Материально – технические условия соответствуют санитарным требованиям и нормам
В МБОУ «В(С)ОШ» для учащихся средней школы оборудовано 4 кабинета, обеспеченных необходимой методической и учебной литературой, наглядными пособиями, раздаточным материалом
и компьютерным оборудованием; 1 библиотека;
Кабинет химии, биологии, информатики и ИКТ, библиотека.
Среднее общее образование - завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению.
Приоритетом старшей школы является обеспечение наибольшей личностной направленности
и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. С целью максимального
раскрытия индивидуальных способностей, дарований человека и, формирования на этой основе
профессионально и социально компетентной, мобильной личности, умеющей делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, сознающей и способной отстаивать свою
гражданскую позицию, гражданские права.
Достижение поставленных целей требует сочетания и преемственности содержания федерального, регионального и школьного образовательного компонентов.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».