Учебный план основного общего образования ФГОС (5-9 кл) для ОВЗ в форме ЗПР на 2023-2024 учебный год

Годовой учебный план ООО, реализующего ФГОС ООО (5-9 кл.)
для детей, обучающихся в общеобразовательном классе, по адаптированной
программе для детей с задержкой психического развития
(сетка недельного и годового количества учебных часов)
Предметные области

Русский язык и
литература
Иностранный язык
Математика и
информатика

Общественно- научные
предметы

Основы духовнонравственной
культуры народов
России
Естественно- научные
предметы
Искусство

Технология
Физическая культура и
Основы безопасности
жизнедеятельности
Итого

Учебные
предметы/Классы

Количество часов в неделю
8
7
Обязательная часть

9

Всего

5

6

Русский язык
Литература
Иностранный
(английский) язык
Математика
Алгебра

2/70
2/70
1/35

2/70
2/70
1/35

2/70
2/70
1/35

2/70
2/70
1/35

2/68
2/68
1/34

10/348
10/348
5/174

2/70

2/70

2/70

2/70

2/68

10/348

Геометрия

1/35

1/35

1/35

1/35

1/34

5/174

1/35

1/35

1/34

3/174

Вероятность и
статистика
Информатика
История России.
Всеобщая история
Обществознание
География
Основы духовнонравственной
культуры народов
России
Физика
Химия
Биология
Музыка

Изобразительное
искусство
Технология
ОБЖ
Физическая
культура

Индивидуальные и групповые занятия по
математике
Индивидуальные и групповые занятия по
обществознанию
Решение задач по физике
Итого

1/35

1/35

1/35

1/35
1/35

1/34
1,5/51

2/69
5,5/191

1/35

1/35
1/35

1/35
1/35

1/35
1/35

1/34
1/34

4/139
5/174

1/35

1/34
1/34
1/34

3/104
2/69
5/174
2,5/85

1/35

1/35

1/35

1/35
1/35
1/35

0,25/8

0,25/8

0,25/8

0,25/8

0,25/8

0,25/9

0,25/9

0,25/9

0,25/9

0,25/9

1/35

1/35

1/35

1/35

1/34

5/174

1/35

1/35

1/35

0,5/17
1/35

1/34

0,5/17
5/174

13,5/472
14,5/507
16,5/577
19/664
19/646
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
1/35
1/35
1/35
1/35
1/34

83,5/2866
5/174

1/35

1/35

1/35

1/35

1/34

5/174

1/35
3/105

1/35
3/105

1/35
3/105

1/35
3/105

1/34
3/102

5/174
15/522

Коррекционно-развивающая область
Коррекционно-развивающий курс с
логопедом - дефектологом
Коррекционно-развивающий курс с
педагогом-психологом
Общеразвивающие занятия
Максимально допустимая недельная нагрузка
при 5-дневной учебной неделе

2/35

2/35

2/70

2/70

2/68

10/278

2/35

2/35

2/70

2/70

2/68

10/278

2/35
29/1015

2/35
30/1050

2/70
32/1120

2/70
32/1120

2/68

10/278
91/3185

2

Пояснительная записка
1. Общие положения
Учебный план общего образования детей с задержкой психического развития составлен на
основании следующих документов:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
«Об утверждении Базисного учебного плана общего образования детей с задержкой
психического развития» от 23.03.2006 г. № 10-д.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2004 года №1080 «Об
утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН
№ 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее – СанПиН).
Основной целью общего образования детей с задержкой психического развития является
обеспечение прав детей с расстройствами психического развития на образование, создание
условий для получения обучающимися обязательного минимума образования, в соответствии с
образовательным стандартом.
Предоставление возможности для развития личностных компонентов познавательной
деятельности, общей культуры личности, индивидуальная коррекция недостатков в зависимости
от актуального уровня развития учащихся и их потребности в коррекции индивидуальных
отклонений (нарушений), охрана и укрепление соматического и психоневрологического
здоровья. Задачи коррекционного образования:
- обеспечение коррекции психического развития и эмоционально-волевой сферы; активизации познавательной деятельности;
- формирования навыков и умений учебной деятельности детей, у которых при
потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость
памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная
истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная
неустойчивость.
Обучение учащихся осуществляется по программам для общеобразовательных школ,
адаптированных к особенностям психофизического развития детей. Учащиеся пользуются
учебниками общеобразовательной школы (смотри Приложение к Учебному плану). В
общеобразовательных классах (5-9 классы) обучаются учащиеся по общеобразовательной
программе для детей с задержкой психического развития.
Учителя-предметники предусматривают в рабочей программе прохождение программы с
такими детьми, в работе используют дифференцированный подход.
Учебный план включает дисциплины, содержание которых доступно для детей с
задержкой психического развития. Федеральный компонент учебного плана реализован в полном
объеме. НРК реализуется через содержание всех учебных дисциплин, прослеживается это в
тематическом планировании учителей.
Образовательный процесс имеет коррекционную направленность и максимально
индивидуализирован. Учителя осуществляют индивидуальный подход к учащимся на занятиях.
Ведется отслеживание развития учащихся учителями предметниками и классными
руководителями.
Отличительной чертой учебного плана специальных коррекционных классов и
обучающихся с ЗПР, обучающихся в общеобразовательных классах, являются индивидуальные и
3

групповые коррекционные занятия, направленные на коррекцию и развитие познавательных
процессов и речи учащихся.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся как в первой, так и во
второй половине дня, их продолжительность 15-25 минут. Эти занятия проводятся учителем,
логопедом, психологом, дефектологом и другими специалистами. Группы на коррекционные
занятия комплектуются с учетом однородности выраженности речевых, двигательных,
интеллектуальных, психосенсорных и других нарушений. Цель коррекционных занятий –
повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего
развития и образования, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных
учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи,
направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Для обучающихся,
осваивающих программу индивидуально на дому расписание занятий согласовывается с
родителями ребенка и утверждается руководителем образовательного учреждения. График
организации образовательного процесса в форме индивидуального обучения на дому,
образовательные технологии обеспечивают образование ребенка в соответствии с
государственным образовательным стандартом и не лишают его социальной среды. На каждого
ученика, обучающегося индивидуально на дому заводятся тетради – дневники, где учителя
записывают даты занятий, содержание пройденного материала, количество часов. Освоение
образовательной программы основного общего образования завершается обязательной итоговой
аттестацией выпускников.
Прошедшим
государственную
итоговую
аттестацию
выдаются
документы
государственного образца о соответствующем уровне образования.
2. Структура и содержание Учебного плана
2.1. Учебный план включает две части: обязательную и формируемую участниками
образовательного процесса. Наполняемость обязательной части определена составом учебных
предметов обязательных предметных областей; часть, формируемая участниками
образовательного процесса, включает курсы, предметы, занятия, направленные на реализацию
индивидуальных потребностей обучающихся, в соответствии с их запросами и отражающие
специфику ОУ.
2.2. Обязательные предметные области представлены следующими предметами:
Предметные области
Русский язык и
литература

Предметы

Основные задачи реализации содержания

Русский язык

целью изучение учебного предмета «Русский язык»
в основной школе является формирование
общеучебных умений, навыков и обобщенных
способов деятельности, в основе которых также
задействованы
все
виды
речемыслительной
деятельности: коммуникативные (владение всеми
видами речевой деятельности и основами культуры
устной и письменной речи, базовыми умениями и
навыками использования языка в жизненно важных
для обучающихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальные (сравнение и сопоставление,
соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование,
оценивание и классификация), информационные
(умение осуществлять библиографический поиск,
извлекать информацию из различных источников,
умение работать с текстом), организационные
(умение
формулировать
цель
деятельности,
планировать ее, осуществлять самоконтроль,
самооценку, самокоррекцию).

Литература

сформулированные в стандарте цели литературного
4

образования в основной школе сгруппированы в
четыре смысловых блока: воспитание, развитие,
освоение знаний, овладение умениями. При этом
последовательность целей не указывает на их
иерархию, т.е. все цели являются равноценными по
значимости.
Родной язык и родная
литература

Родной язык

Родная
литература

целью изучения учебного предмета «Родной язык» в
основной школе является: совершенствование видов
речевой деятельности (аудирования, чтения,
говорения и письма), обеспечивающих эффективное
взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях
формального
и
неформального
межличностного и межкультурного общения;
понимание определяющей роли языка в развитии
интеллектуальных и творческих способностей
личности
в
процессе
образования
и
самообразования; использование коммуникативноэстетических
возможностей
родного
языка;
расширение и систематизацию научных знаний о
родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и
единиц; освоение базовых понятий лингвистики,
основных единиц и грамматических категорий
родного языка; формирование навыков проведения
различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного, словообразовательного, лексического,
морфологического),
синтаксического
анализа
словосочетания
и
предложения,
а
также
многоаспектного анализа текста; обогащение
активного и потенциального словарного запаса,
расширение объема используемых в речи
грамматических средств для свободного выражения
мыслей и чувств на родном языке адекватно
ситуации и стилю общения; овладение основными
стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
родного языка, основными нормами родного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета; приобретение опыта их
использования в речевой практике при создании
устных и письменных высказываний; стремление к
речевому самосовершенствованию; формирование
ответственности за языковую культуру как
общечеловеческую ценность.
целью изучения учебного предмета «Родная
литература» в основной школе является: осознание
значимости чтения и изучения родной литературы
для своего дальнейшего развития; формирование
потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, многоаспектного
диалога; понимание родной литературы как одной
из основных национально-культурных ценностей
5

Иностранный язык

Иностранный
язык
(английский
язык)

Математика и
информатика

Математика

народа, как особого способа познания жизни;
обеспечение
культурной
самоидентификации,
осознание
коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений культуры своего народа,
российской и мировой культуры; воспитание
квалифицированного читателя со сформированным
эстетическим вкусом, способного аргументировать
свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров,
создавать
развернутые
высказывания
аналитического и интерпретирующего характера,
участвовать
в
обсуждении
прочитанного,
сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные
художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции; овладение процедурами
смыслового и эстетического анализа текста на
основе понимания принципиальных отличий
литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п., формирование
умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное,
осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на
уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.
Основными целями изучения иностранного языка
являются: развитие иноязычной коммуникативной
компетенции (речевой, языковой, социокультурной,
компенсаторной и учебно-познавательной);
развитие и воспитание школьников средствами
иностранного языка. Задаваемое содержание
ориентировано на образование, воспитание и
развитие личности школьника средствами
изучаемого языка. Предложенный объем учебного
времени достаточен для освоения иностранного
языка.
цели
обучения
математики:
формирование
представлений о математике как универсальном
языке науки, средства моделирования явлений и
процессов, об идеях и методах математики; развитие
логического
мышления,
пространственного
воображения,
алгоритмической
культуры,
критичности мышления на уровне, необходимом
для будущей профессиональной деятельности;
овладение математическими знаниями и умениями,
необходимыми в повседневной жизни, для изучения
школьных естественнонаучных дисциплин на
базовом уровне, для получения образования в
областях,
не
требующих
углубленной
математической подготовки; воспитание средствами
математики
культуры
личности,
понимания
значимости математики для научно-технического
прогресса, отношения к математике как к части
6

общечеловеческой культуры через знакомство с
историей развития математики.
Общественно- научные
предметы

История

учебного предмета
структурированы путем
выделения пяти направлений: развитие личности
учащихся, воспитание, усвоение системы знаний,
выработка умений, формирование способности
применять полученные исторические знания и
умения в практической деятельности.

Обществознание

направлено на развитие личности обучающихся,
воспитание, усвоение основ научных знаний,
развитие способности обучающихся анализировать
социально
значимую
информацию,
делать
необходимые выводы и давать обоснованные
оценки социальным событиям и процессам,
выработку умений, обеспечивающих адаптацию к
условиям динамично развивающегося современного
общества.

География

География - структура целей представлена на
пяти уровнях и включает освоение знаний;
овладение умениями; развитие, воспитание и
практическое применение географических знаний и
умений. Все цели являются равнозначными.

Естественно-научные
предметы

Биология

Биология - структура целей представлена на пяти
уровнях и включает освоение знаний;
овладение умениями; развитие, воспитание и
практическое применение биологических знаний и
умений. Все цели являются равнозначными.

Искусство

Музыка
Изучение искусства на ступени основного общего
Изобразительное образования направлено на достижение следующих
целей:
искусство

развитие эмоционально-ценностного
отношения к миру, явлениям жизни и искусства;

воспитание
и
развитие
художественного
вкуса
учащегося,
его
интеллектуальной и
эмоциональной
сферы,
творческого
потенциала, способности оценивать окружающий
мир по законам красоты;

освоение знаний о классическом и
современном
искусстве;
ознакомление
с
выдающимися произведениями отечественной и
зарубежной художественной культуры;

овладение практическими умениями и
навыками художественно-творческой деятельности;

формирование устойчивого интереса к
искусству, художественным традициям своего
народа и достижениям мировой культуры.
Технология
обучение школьников технологии строится на
основе
освоения
конкретных
процессов

Технология

7

преобразования и использования материалов,
энергии, информации, объектов природной и
социальной среды знаний; овладение умениями;
развитие, воспитание и практическое применение
технологических знаний и умений. Все цели
являются равнозначными.
Физическая культура и
Основы безопасности
жизнедеятельности

Физическая
культура

При разработке содержания образования на ступени
основного общего образования целесообразно
учитываются основные направления развития
физической культуры в рамках следующих
направлений:
Оздоровительное: воспитание привычки к
самостоятельным занятиям по развитию основных
физических способностей, коррекции осанки и
телосложения.
Спортивное:
углубленное
освоение
обучающимися на ступени основного общего
образования одного вида спорта – настольного
тенниса.
Общеразвивающее:
овладение
обучающимися
основами
технических
и
тактических действий, приемами и физическими
упражнениями настольного тенниса и умениями
использовать их в разнообразных формах игровой и
соревновательной деятельности.

2.3. Часть, формируемая участниками образовательного процесса представлена
предметами «Культура безопасности жизнедеятельности», «Индивидуальные и групповые
занятия по русскому языку», «Индивидуальные и групповые занятия по обществознанию»,
«Решение задач по физике».
- «Культура безопасности жизнедеятельности» - 1 час в неделю;
- «Индивидуальные и групповые занятия по обществознанию» - 1 час в неделю;
- «Решение задач по физике»- 1 час в неделю;
- «Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку» - в 9 классе – 1 час.
3. Средства реализации Учебного плана
Содержание основного общего образования реализуется посредством учебников в
соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованным Министерством
образования и науки РФ, утверждѐнным 31 марта 2014 года (с последующими изменениями и
дополнениями).
4. Количество часов Учебного плана
4.1. Количество часов Учебного плана соответствует максимально допустимой
недельной нагрузке при 5-ти дневной учебной неделе.

В 5 классах:
– на учебные занятия по учебным предметам обязательной части отводится 14,5 часов;
– на учебные занятия, обеспечивающие интересы обучающихся, пожелания родителей и
возможности Школы, закреплѐнные в части, формируемой участниками образовательных
отношений, отводится 3 часа. Всего 17,5 часов.

В 6 классах:
– на учебные занятия по учебным предметам обязательной части отводится 15,5 часов;

8

– на учебные занятия, обеспечивающие интересы обучающихся, пожелания родителей и
возможности Школы, закреплѐнные в части, формируемой участниками образовательных
отношений, отводится 3 часа. Всего 18,5 часов.

В 7 классах:
– на учебные занятия по учебным предметам обязательной части отводится 17,5 часов;
– на учебные занятия, обеспечивающие интересы обучающихся, пожелания родителей и
возможности Школы, закреплѐнные в части, формируемой участниками образовательных
отношений, отводится 3 часа. Всего 20,5 часов.

В 8 классах:
– на учебные занятия по учебным предметам обязательной части отводится 20 часов;
– на учебные занятия, обеспечивающие интересы обучающихся, пожелания родителей и
возможности Школы, закреплѐнные в части, формируемой участниками образовательных
отношений, отводится 3 часа. Всего 23 часа.

В 9 классах:
– на учебные занятия по учебным предметам обязательной части отводится 20 часов;
– на учебные занятия, обеспечивающие интересы обучающихся, пожелания родителей и
возможности Школы, закреплѐнные в части, формируемой участниками образовательных
отношений, отводится 3 часа. Всего 23 часа.
5. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация организуется в соответствии со ст. 58 ФЗ « Об образовании в
Российской Федерации» № 273-ФЗ и локальным актом МБОУ «В(С)ОШ» «Положение о формах,
периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся».
Формы промежуточной аттестации учащихся
Формы промежуточной
аттестации

Русский язык
Диктант с грамматическим
заданием
Математика (контрольная
работа)
Иностранный язык
Контрольная работа в
форме тестирования
История
Контрольная работа в
форме тестирования

Периоды освоения ООП основного общего
образования
5
6
7
8
9
класс
класс
класс
класс
класс
+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Сроки
проведения

в конце
учебного года
- апрель - май

+

+

+

6. Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса на
основной ступени образования. В МБОУ «В(С)ОШ» обучающимся 5-9-х классов предоставляют
возможность развивать свои способности более углубленно, с внесением дополнений и
изменением видов деятельности.
На основной ступени образования содержание внеурочной деятельности пересмотрено в
соответствии с возрастными особенностями учащихся, с учѐтом их пожеланий и направлено на
9

реализацию различных форм еѐ организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как
экскурсии, кружки МБОУ ДО «ДЮЦ», секции МБОУ ДО «ДЮСШ», круглые столы,
конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования,
поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
При организации внеурочной деятельности обучающихся школа использует возможности
школы, учреждений дополнительного образования (ДЮЦ), культуры (РДК) и спорта (ДЮСШ).
Учащиеся 5-9-х классов во внеурочной деятельности продолжают заниматься
развиваются творчески, что сказывается на качестве образования в целом. По всем указанным
направлениям учителями нашей школы разработаны программы с учѐтом возрастных
особенностей подросткового возраста, соответствующие требованиям современного
образования.
7. Материально-технические и кадровые условия реализации образовательных программ.
Для реализации учебного плана в 2023/2024 учебном году созданы следующие условия:
Профессиональный состав педагогического коллектива:

имеют высшую квалификационную категорию - 2 педагога

имеют 1 квалификационную категорию
- 5 педагогов

имеют соответствие занимаемой должности
- 4 педагога
По образовательному уровню:

с высшим педагогическим образованием - 9 педагогов

со средним специальным (педагогическим) образованием - 2 педагога
По педагогическому стажу:
 от 1 до 7 лет – 4 педагога
 до 30 лет – 5 педагогов
 больше 30 лет – 2 педагога
Материально – технические условия соответствуют санитарным требованиям и нормам.
Таким образом, учебный план 2 ступени учитывает возрастные особенности учащихся и
удовлетворяет их потребность в качественном основном образовании, в разных видах
деятельности и общения, готовит к профильному обучению и создаѐт условия для социализации
личности.
На каждой из ступеней образования основные приоритетные направления развития
содержания образования, определяемые Законом РФ «Об образовании» и региональной
политикой, получают свое наполнение в соответствии с особенностями заказа социума и
развития учащихся, а также с учетом принципов формирования содержания образования в
школе.
Особенности реализации учебного плана при очно-заочной форме обучения
При очно-заочной форме обучения основой организации учебной работы является
классно-урочная система, индивидуальные и (или) групповые консультативные занятия,
самостоятельная работа учащихся и зачеты. Учебные занятия распределяются равномерно в
течение недели. Обучающиеся, не имеющие возможности посещать учебные занятия в школе,
получают консультации и представляют зачетные работы в письменном виде с обязательным
прохождением промежуточной аттестации по всем учебным предметам за курс класса.
Количество зачетов и формы проведения определяются учителем и могут быть устными,
письменными или комбинированными. За каждый зачетный раздел по предмету все
обучающиеся должны иметь отметки, которые выводятся на основании текущей успеваемости и
сдачи зачета.
Обучение по очно-заочной форме реализуется по 5-дневной рабочей неделе (в
понедельник, вторник, четверг, субботу занятия начинаются с 8-05, пятница – день
самостоятельных занятий, индивидуальных консультаций по предметам и сдачи зачетов.
Промежуточная аттестация проводится по полугодиям. Продолжительность учебного года в 5-9
классах составляет 35 учебных недель, в 9 классе – 34 учебные недели.
10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».