Рабочая программа воспитания на 2022-2023 уч.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания МБОУ В(С)ОШ (далее – Программа) разработана в
соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания»,
утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию,
с Федеральными государственными
образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования.
Данная программа направлена на приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском
обществе, а так же решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный
мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Воспитательная программа является обязательной частью основной образовательной
программы МБОУ В(С)ОШ и призвана помочь всем участникам образовательного процесса
реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности и тем самым сделать школу
воспитывающей организацией.
Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение обучающимся личностных
результатов, определенные ФГОС: формировать у них основы российской идентичности;
готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и
социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой
деятельности школы.
Данная программа воспитания показывает систему работы с обучающимися в школе.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих
принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при
нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной
среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными
событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются
следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогов;

- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания
других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка,
коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их
результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами,
поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а
также их социальная активность;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных
классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную,
посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего
общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура,
здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной
организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих
ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими
опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка
единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его
личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и
усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения
являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым
необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования:
1. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования)
таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально
значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу
его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем
дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос
и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно
оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр,
творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного
развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели,
его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании
школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с
особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность
в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для
детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных
ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально
значимых отношений школьников.
2. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования)
таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения
школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского
возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего
жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой
жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный
практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы
опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению
школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;

- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом,
опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт
создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными
особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей
цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками
конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели,
позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше
ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать
коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними,
продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения,
смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать
свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение
следующих основных задач):
1)
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа
в школьном сообществе;
2)
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3)
вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
4)
использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5)
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне
школы, так и на уровне классных сообществ;
6)
поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;
7)
организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать
их воспитательный потенциал;
8)
организовывать профориентационную работу со школьниками;

9)
организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный
потенциал;
10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития
детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным
способом профилактики антисоциального поведения школьников.

3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих
направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем
модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает
участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся,
проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных
праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и
значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых,
способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к
происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть
мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых
педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы:
На внешкольном уровне:

социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование
окружающего школу социума.
 открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс открытых
дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые
приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти,
общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные,
социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны.
 проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями
учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают
возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную
заботу об окружающих.
 участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и

международным событиям.
На школьном уровне:
 разновозрастные сборы – ежегодные многодневные выездные события,
включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых
складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными,
поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой
эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей радости.
 общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов
знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы.
 торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на
следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных
статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей.
 капустники - театрализованные выступления педагогов, родителей и школьников с
элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни школьников и учителей.
Они создают в школе атмосферу творчества и неформального общения, способствуют
сплочению детского, педагогического и родительского сообществ школы.
 церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное
участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,
значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности
детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и
воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
 выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
 участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
 проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел,
участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне
общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
 вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и
оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
 индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
 наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, с педагогами и другими взрослыми;
 при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через
включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим
примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль
ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Классное руководство»

Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель, воспитатель, куратор,
наставник, тьютор и т.п.) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с
учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе;
работу с родителями учащихся или их законными представителями:
Работа с классным коллективом:
 инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
 организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных
дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивнооздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности),
позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем
самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить
доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим
образцы поведения в обществе.
 проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения
педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности
ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам
возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания
благоприятной среды для общения.
 сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые
классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей,
включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы,
творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие
каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
 выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить
нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
 изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за
поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых
педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения
сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с
преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным
психологом.
 поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего
трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным
руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
 индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с

классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе
анализируют свои успехи и неудачи.
 коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые
школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность
за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
 регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым
вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и
учащимися;
 проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем
класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
 привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от
учебной, обстановке;
 привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения
усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
 регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей,
о жизни класса в целом;
 помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании
отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
 организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;
 создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их
детей;
 привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
 организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей,
которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;

- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых
традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в
рамках следующих выбранных школьниками ее видов:
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность,
позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим,
гуманитарным
проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое
мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие
благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на
раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее
духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения,
развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое
собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
Туристско-краеведческая
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности,
направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре,
природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них
навыков самообслуживающего труда.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к
своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие
творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного
отношения к физическому труду.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие
творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков
конструктивного общения, умений работать в команде.
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
 установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
 побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;

 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
 организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях
инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного
достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и
подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность,
детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения
функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:
На уровне школы:
 через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого для учета мнения
школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия
административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
 через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения
распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от
классных коллективов;

 через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и
организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований,
конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);
 через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или
иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
 через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и
курируемой школьным психологом группы по урегулированию конфликтных ситуаций в
школе.
На уровне классов:
 через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса
лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы класса в
общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных
органов самоуправления и классных руководителей;
 через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные
направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб творческих дел, штаб
работы с младшими ребятами);
 через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп,
отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему
распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
 через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ
общешкольных и внутриклассных дел;
 через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций
по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными
растениями и т.п.
3.6. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это добровольное,
самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и
взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей,
указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от
19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5). Воспитание
в детском общественном объединении осуществляется через:
 утверждение и последовательную реализацию в детском общественном
объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения,
подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных
органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт
гражданского поведения;
 организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить
важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим
людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение,
умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других: посильная помощь,
оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной
сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для

посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и
т.п.); участие школьников в работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном
саду, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и другие;
 клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского
общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением,
планирования дел в школе и микрорайоне, совместного пения, празднования знаменательных
для членов объединения событий;
 поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к
тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики
детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского
объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях,
организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных
огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел);
 участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.
 Модуль 3.7. «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде,
научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально
одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях,
в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности
и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления
их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию
своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках
следующих видов и форм деятельности:

 регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в
классах их классными руководителями и родителями школьников: в музей, , в технопарк, на
предприятие, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди
школьников ролей и соответствующих им заданий, например: «фотографов»,
«разведчиков», «гидов», «корреспондентов», «оформителей»);

 литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые учителями
и родителями школьников в другие города или села для углубленного изучения биографий
проживавших здесь российских поэтов и писателей, произошедших здесь исторических
событий, имеющихся здесь природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и
фауны;

 многодневные походы, организуемые совместно с учреждениями дополнительного
образования и осуществляемые с обязательным привлечением школьников к коллективному
планированию (разработка маршрута, расчет времени и мест возможных ночевок и
переходов), коллективной организации (подготовка необходимого снаряжения и питания),
коллективному проведению (распределение среди школьников основных видов работ и
соответствующих им ответственных должностей), коллективному анализу туристского

путешествия (каждого дня - у вечернего походного костра и всего похода - по возвращению
домой).

 турслет с участием команд, сформированных из педагогов, детей и родителей
школьников, включающий в себя, например: соревнование по технике пешеходного
туризма, соревнование по спортивному ориентированию, конкурс на лучшую
топографическую съемку местности, конкурс знатоков лекарственных растений, конкурс
туристской кухни, конкурс туристской песни, конкурс благоустройства командных биваков,
комбинированную эстафету;
3.8. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация»
включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и
консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб
школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая
профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к
выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд
на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и
внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:

 циклы профориентационных часов общения, направленных на

подготовку
школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;

 профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию),
расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о
достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной
деятельности;

 экскурсии на предприятия , дающие школьникам начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

 посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в
средних специальных учебных заведениях и вузах;

 совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору
профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн
курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
 участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети
интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер
классах, посещение открытых уроков;

 индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по
вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей
детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;

 освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору,
включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов
дополнительного образования.
3.9. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной
организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства
вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение,
предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком
школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с
предметно-эстетической средой школы как:
 оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций,
залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может
служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и
внеучебные занятия;
 размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ
школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих
их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего
школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных
событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях,
походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
 озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей,
оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок, доступных и
приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительнорекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны
активного и тихого отдыха;
 благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями
вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и
творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя
со своими детьми;
 событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных
событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок,
собраний, конференций и т.п.);
 акцентирование внимания школьников посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях
школы, ее традициях, правилах.
3.10. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для
более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием
позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными
представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
На групповом уровне:

 Общешкольный
родительский
комитет,
участвующий
в
управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
 семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для
совместного проведения досуга и общения;
 родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми,
проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
 родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные уроки и
внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса
в школе;
 общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
 родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются
интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации
психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
 работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
 участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
ребенка;
 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
 индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем
школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с
привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации
образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной
работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим
воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как
содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий

экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого
планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания
их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с
другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса
могут быть следующие.:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем
директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на
заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете
школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший
учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились,
над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными
руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с
деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями,
педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование.
Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных
руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных:
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
- качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
- качеством профориентационной работы школы;

- качеством работы школьных медиа;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень
выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
«Ключевые общешкольные дела»
№
п
/
п
1

Содержание деятельности, мероприятия

Участники

Сроки

Торжественная линейка, посвящённая Дню
знаний,единый классный час

7-9

01 сентября

2

Тематическая линейка «Годовщина теракта в
Беслане»

7-9

03 сентября

3

Операция «Забота»

7-9

первая неделя
октября

4

Акция «Творить добро»

7-9

октябрь

5

День народного единства

7-9

04.11.22

6

Подготовка ко Дню пожилого человека

7-9

третья неделя
октября

7

Конкурс стенгазет «Наркотикам –нет!»

7-9

третья неделя
ноября

8

День здоровья (спортивные эстафеты)

7-9

В течение
месяца

9

Уроки мужества, посвященные Победы в битве
за Москву

7-9

1
0

День Конституции (единые классные часы):
«Уроки России»

7-9

В течение
месяца

1
1

День прав человека

7-9

Вторая
неделя
декабря

Третья неделя
декабря

Ответственные

ЗВР,
Классные
руководители
ЗВР,
Классные
руководители
ЗВР,
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
ЗВР,
Классные
руководител
и
ЗВР,
Классные
руководител
и
учитель
физкультуры,
ЗВР, актив
Классные
руководители,
Актив,
Учитель истории
Классные
руководители
ЗВР
Классные
руководители
ЗВР

12

Тренинг «Я и мое место в жизни»

7-9

Третья
неделя
декабря

Классные
руководители
ЗВР

13

День полного освобождения Ленинграда от
фашистской блокады (беседы, классные
часы, Уроки мужества, просмотр фильмов)

5-9

27 января

учитель
истории,
классные
руководители

14

Месячник защитника Отечества

7-9

В течение
января

15

Беседы в классах, посвященные Дню защитников
Отечества.

7-9

16

Конкурс открыток «Защитник Отечества»

7-9

17

Операция «Забота»

7-9

В течение
месяца
февраль
Третья
неделя
февраля
март

ЗВР, Классные
руководители,
учитель
физкультуры,
актив
ЗВР, Классные
руководители

18

Весенняя неделя добра (проведение
благотворительных акций)

7-9

март

19

День космонавтики: конкурс рисунков,
интеллектуально-познавательная игра,
классные часы, просмотр фильмов

5-9

Апрель

библиотекарь,
классные
руководители

20

Уборка школьной территории.

7-9

апрель

21

Тематические классные часы «Чистый поселок».

7-9

22

Выпуск газеты «Живи родник»

7-9

23

Тематические классные часы, посвященные 75летию Дню Победы.

7-9

Вторая
неделя
месяца
Третья
неделя
месяца
8 мая

Классные
руководители,
актив
Классные
руководители

24

Операция «Забота»

7-9

8 мая

25

Митинг «Память. В честь 77-летия Победы в
ВОВ»

7-9

9 мая

в течение
года
в течение
года

Учитель МХК
Классные
руководители
Классные
руководители

Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
актив
ЗВР
Классные
руководители
актив
ЗВР

«Курсы внеурочной деятельности»

1

Занятия на базе МБОУ ДО «ДЮЦ»

7-9

2

Занятия на базе МБОУ ДО «ДЮСШ»

7-9

«Самоуправление»

классные
руководители
классные
руководители

7-9

Сентябрь

2

Классные часы «Планирование работы класса на
2021-2022 уч.год»
Выборы органов самоуправления в классах

7-9

Сентябрь

3

Выборы актива школьного самоуправления

актив

сентябрь

4

Заседание комитетов (отчет классных активов)

7-9

5

Учеба актива

Актив

Октябрь апрель
октябрь

6

Рейд по проверке чистоты в кабинетах

7

Заседание актива школьного самоуправления

8

Линейка «Итоги 1-го полугодия»

7-9
актив
7-9
актив
7-9

9

Школа актива

7-9

1

Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
ЗВР
ЗВР

Ноябрь,
февраль
ноябрь

ЗВР

ЗВР

ЗВР

10 Линейка «Итоги 3-го квартала»

7-9

Декабрь
последняя
неделя
Январь,
февраль
Март

11 Беседа с неуспевающими

7-9

март

ЗВР
Классные
руководители
ЗВР
ЗВР
актив
ЗВР
актив
ЗВР
актив

12

Организация отчетных собраний в классах.

7-9

Апрель

13

Рейд по проверке чистоты школьной территории

7-9

Май

14 Ученическая конференция органов

7-9

май

15

7-9

Май
последний
учебный день

самоуправления.
Линейка «Итоги года»

ЗВР
актив
ЗВР

«Детские общественные объединения»

1

Работа отряда ЮИД (по плану)

7-9

В течение
года

2

Участие в проектах и мероприятиях

7-9

В течение
года

сентябрьмай

Классные
руководители
ЗВР, классные
руководители

Классные
руководители
Администраци
я

Российского движения школьников (по
плану)

Руководите
ль ЮИД,
классные
руководители
Классные
руководители
ЗВР

«Экскурсии, экспедиции, походы»

1

Тематические экскурсии по предметам

7-9

2

Организация экскурсий и классных часов
краеведческой тематики

7-9

В течение
учебного
года

7-9

Сентябрь

7-9

сентябрь

«Профориентация»

1
2

Максимальное вовлечение учащихся в кружки
ДЮЦ, ДЮСШ по интересам и склонностям.
Урок финансовой грамотности

3

Беседа с учащимися 9 класса. Подготовка к ОГЭ

9

Октябрь

4

Мероприятие БМТ «Пленэр. Осенний этюд».

7-9

Октябрь

5

Тематические беседы с учащимися

6

Презентация «Мир профессий многогранен».
Виртуальные экскурсии по предприятиям.

7-9

Ноябрь

7

Классный час для учащихся 7- 9кл «Пути
получения профессионального образования».
Классный час для учащихся 9 класса
«Социальные проблемы молодежи и пути
получения профессионального образования»
Неделя профориентации в школе (по отдельному
плану)

7-9

декабрь

9 кл

февраль

9

март

1
0

Анкетирование учащихся 8-9 классов по
изучению профессиональных намерений.

8,9 кл

Апрель

1
1

Трудоустройство учащихся 9 кл

8,9 кл

апрель

1
2

Анализ работы по профориентации учащихся

7-9

Май
последняя
неделя

Классные
руководители
ЗВР
Классные
руководители
ЗВР
Классные
руководители
ЗВР
Классные
руководители,
ЗВР

Выставка рисунков, фотографий, творческих
работ, посвящённых событиям и памятным
датам
Оформление классных уголков

7-9

сентябрьмай

Классные
руководители

7-9

сентябрь

Участие в трудовых десантах по
благоустройству школы
Оформление школы к праздничным датам и
значимым событиям (оформление кабинетов,
окон гимназии)

7-9

сентябрьмай
сентябрьмай

Классные
руководители
Классные
руководители
Классны
е
руковод
ители

8
9

7-9

Ноябрь

Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классные
руководители

«Организация предметно-эстетической среды»

1
2
3
4

7-9

«Работа с родителями»

1

Родительские лектории по теме «Безопасность
детей»

7-9

сентябрь

2

7-9

октябрь

3

Посещение семей с целью проверки бытовых
условий и выполнение режима дня ( Акты
обследования)
Сложность адаптационного периода учащихся.

7-9

Ноябрь

4

Индивидуальная работа с семьей

7-9

Ноябрь

5

Выставка фотографий ко дню матери

7-9

ноябрь

Администрация
Классные
руководители
Классные
руководители,
ЗВР
Классные
руководители,
ЗВР
Классные
руководители
актив

6

Посещение детей в семьях во время каникул
(включая
работу
по
профилактике
попрошайничества, наркомании, токсикомании и
алкоголизма
несовершеннолетних.
Предупреждение
повторности
совершения
противоправных
действий
на
объектах
транспорта. Профилактика самовольных уходов.

7-9

Декабрь
В течение
каникул

Классные
руководители
Социальный
педагог
ЗВР

7

Работа с родительскими активами в классе по
подготовке новогодних утренников

Родители

декабрь

Индивидуальные консультации с родителями
обучающихся группы риска (включая беседы на
тему
профилактики
попрошайничества,
наркомании, токсикомании и алкоголизма
несовершеннолетних).
Предупреждение
повторности
совершения
противоправных
действий на объектах транспорта. Профилактика
самовольных уходов.
Общешкольное родительское собрание
9
«Итоги полугодия»
«Школы ответственного
родительства» по
10
вопросам общения с ребенком (информация для
стенда)
Психолого- педагогический консилиум для
11
родителей,
испытывающих
трудности
в
воспитании своих детей.
Родительские собрания в 9 классе «Роль семьи в
12
подготовке к экзаменам»
Изучение
удовлетворенностью
школьной
13
жизнью.
Итоговые классные родительские собрания на
14
тему «Организация летнего отдыха детей»
(включая беседы по темам: профилактика
попрошайничества, наркомании, токсикомании и
алкоголизма
несовершеннолетних).
Предупреждение
повторности
совершения
противоправных
действий
на
объектах
транспорта. Профилактика самовольных уходов.
«Безопасность и профилактика»

Родители

Январь

Классные
руководители
ЗВР
ЗВР
Классные
руководители

родители

январь

ЗУВР

родители

февраль

ЗУВР

родители

март

ЗУВР

Родители
9 кл

апрель

ЗУВР

8

1

2

Неделя безопасности «Внимание, дети!»
(классные часы по ПДД «Безопасный маршрут
«Дом-школа-дом», встречи с сотрудниками
ГИБДД, минутки безопасности, целевые
прогулки по территории, прилегающей к
школе, акция «Родительский патруль», акция
«Дорога к школе», акция «Безопасный двор»,
единый день световозвращателя)
День солидарности в борьбе с терроризмом
(беседы, акция «Мир против терроризма» выставка детских работ)

апрель
родители

май

ЗУВР
Классные
руководители

7-9

Сентябрь

Классные
руководители,
руководитель
отряда ЮИД,
социальный
педагог

7-9

3 сентября

Классные
руководители,
социальный
педагог

3

Осенний День Здоровья.

7-9

Сентябрь

4

Ежедневные пятиминутки о профилактике
БДД, ППБ, ТБ
«Дорога безопасности» (поведение детей на
дорогах, на объектах железной дороги,
водных объектах в разные периоды года;
противопожарная безопасность;
профилактика короновирусной инфекции,
ОРВИ, гриппа)
Знакомство обучающихся и их родителей с
Правилами поведения в школе, Уставом
школы, размещение в дневниках
информации о службах, оказывающих
специализированную помощь в случае
насилия и жестокого обращения, с указанием
адреса и телефона служб
Всероссийский
урок «Экология и
энергосбережение» в рамках Всероссийского
фестиваля #ВместеЯрче
Всероссийский урок безопасности в сети
Интернет
Профилактическое мероприятие «Внимание,
каникулы!» (инструктажи, классные часы,
беседы)

7-9

В течение
года
В течение
года

Участие в акциях по ДДТТ: «Отправь СМС
другу»,
«Письмо
водителю»,
«Шагающий автобус» совместно с
сотрудниками ГИБдД
Веселые старты «Мама и я – спортивная
семья»
Международный день отказа от курения.
Единый день борьбы с курением (классный
час, выставка детских рисунков)

7-9

13
14

5

6

7

8
9

10

11
12

15

7-9

Учитель
физкультуры,
классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители,
социальный
педагог,

7-9

Сентябрь

Классные
руководители

7-9

Октябрь

Классные
руководители

7-9

Октябрь

7-9

Ноябрь,
февраль,
март,
май
В течение
года

Классные
руководители
Классные
руководители

7-9

Ноябрь

7-9

18 ноября

Урок здоровья «Здоровый образ жизни»

7-9

1 декабря

Профилактические мероприятия по
противопожарной безопасности: встречи с
сотрудниками ВДПО, ПЧ; новогодние акции
и представления для обучающихся по
противопожарной
тематике, акции,
инструктажи, конкурсы.
Профилактическое мероприятие «Горка»:
беседы, пешие экскурсии с участниками
дорожного движения, встреча с
сотрудниками ГИБДД, конкурсы, акции

7-9

В течение
года

7-9

Декабрьфевраль

Классные
руководители,
руководитель
отряда ЮИД
Учитель
физкультуры
Классные
руководители,
социальный
педагог
Классные
руководители
Классные
руководители,
социальный
педагог,
руководитель
отряда ДЮП
Классные
руководители,
социальный
педагог,

Классные часы по вопросу профилактики
насилия среди обучающихся
Месячник пожарной безопасности: встречи с
сотрудниками ВДПО, ПЧ; конкурсы, игровые
и познавательные мероприятия, спортивные
эстафеты, выступления ДЮП
Глобальная неделя безопасности дорожного
движения: профилактические беседы,
классные часы, встречи с сотрудниками
ГИБДД, викторины, акции, инструктажи

7-9

Март

7-9

Апрель

7-9

Май

19

Международный
день детского телефона
доверия: классные часы «Телефон доверия»

7-9

17 мая

20

Профилактическая операция «Подросток»
(согласно отдельному плану)

7-9

Май

16
17

18

Руководитель
отряда ЮИД
Классные
руководители
классные
руководители,
ЗУВР
Классные
руководители,
руководитель
отряда ЮИД,
социальный
педагог
Классные
руководители,
социальный
педагог
Социальный
педагог,
классные
руководители

Классное руководство
(согласно индивидуальным планам работы классных руководителей)
Школьный урок
(согласно индивидуальным планам работы учителей-предметников)

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

«Ключевые общешкольные дела»
№
п/п
1

Содержание деятельности, мероприятия
Торжественная линейка, посвящённая Дню
знаний,единый классный час

Участник
и
10-12

Сроки
01 сентября

2

Тематическая линейка «Годовщина теракта в
Беслане»

10-12

03 сентября

3

Операция «Забота»

10-12

первая неделя
октября

Ответственные
ЗВР,
Классные
руководители
ЗВР,
Классные
руководители
ЗВР,
Классные
руководители

4

Акция «Творить добро»

10-12

октябрь

5

День народного единства

10-12

04.11.22

6

Подготовка ко Дню пожилого человека

10-12

третья неделя
октября

7

Конкурс стенгазет «Наркотикам – нет!»

10-12

третья неделя
ноября

8

День здоровья (спортивные эстафеты)

10-12

В течение
месяца

9

Уроки мужества, посвященные Победы в битве
за Москву

10-12

10

День Конституции (единые классные часы):
«Уроки России»

10-12

В течение
месяца

11

День прав человека

10-12

1
2

Месячник защитника Отечества

10-12

Вторая
неделя
декабря
В течение
января

1
3

Беседы в классах, посвященные Дню защитников
Отечества.

10-12

В течение
месяца
февраль

1
4

Конкурс инсценированной военно патриотической песни

10-12

Третья
неделя
февраля

1
5

Конкурс открыток «Защитник Отечества»

10-12

1
6
1
7
1
8

Операция «Забота»

10-12

Третья
неделя
февраля
март

Весенняя неделя добра (проведение
благотворительных акций)
Уборка школьной территории.

10-12

март

10-12

апрель

1
9

Тематические классные часы «Чистый поселок».
Озеленение родника в Б.деревне

10-12

2
0

Выпуск газеты «Живи родник»

10-12

Вторая
неделя
месяца
Третья
неделя
месяца

Третья неделя
декабря

Классные
руководители
Классные
руководители
ЗВР,
Классные
руководители
ЗВР,
Классные
руководители
учитель
физкультуры,
ЗВР, актив
Классные
руководители,
Актив, Учитель
истории
Классные
руководители
ЗВР
Классные
руководители
ЗВР
ЗВР, Классные
руководители,
учитель
физкультуры,
актив
Классные
руководители
ЗВР, Классные
руководители
Классные
руководители
ЗВР, Классные
руководители
Учитель МХК
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители,
актив.
Классные
руководители
Классные
руководители

2
1

Тематические классные часы, посвященные 75летию Дню Победы.

10-12

8 мая

Классные
руководители

2
2

Тематические классные часы по ПДД (работа по
разъяснению правил поведения на объектах
железнодорожного транспорта и
предупреждению детского травматизма с
привлечением сотрудников ПДН).
Операция «Забота»

10-12

май

10-12

8 мая

Митинг «Память. В честь 77-летия Победы в
ВОВ»

10-12

9 мая

Классные
руководители
актив
ЗВР
Сотрудник ПДН
Классные
руководители
актив
ЗВР
Классные
руководители
актив
ЗВР

в течение
года
в течение
года

классные
руководители
классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
ЗВР

2
3

2
4

«Курсы внеурочной деятельности»

1

Занятия на базе МБОУ ДО «ДЮЦ»

10-12

2

Занятия на базе МБОУ ДО «ДЮСШ»

10-12

«Самоуправление»
10-12

Сентябрь

2

Классные часы «Планирование работы класса на
2021-2022 уч.год»
Выборы органов самоуправления в классах

10-12

Сентябрь

3

Выборы актива школьного самоуправления

актив

сентябрь

4

Заседание комитетов (отчет классных активов)

10-12

5

Учеба актива

Актив

Октябрь апрель
октябрь

6

Рейд по проверке чистоты в кабинетах

актив

7

Заседание актива школьного самоуправления

актив

8

Линейка «Итоги 1-го полугодия»

10-12

9

Школа актива

актив

1
0
1
1
1
2

Линейка «Итоги 3-го квартала»

1
3
1
4

1

ЗВР

Ноябрь,
февраль
ноябрь

ЗВР

ЗВР

10-12

Декабрь
последняя
неделя
Январь,
февраль
Март

Беседы с неуспевающими.

10-12

март

ЗВР

Организация отчетных собраний в классах.

10-12

Апрель

Рейд по проверке чистоты школьной территории

10-12

Май

Ученическая конференция органов
самоуправления.

10-12

май

Классные
руководители
ЗВР
ЗВР
актив
ЗВР
актив

ЗВР

ЗВР
актив
ЗВР

1
5

Линейка «Итоги года»

10-12

Май
последний
учебный день

ЗВР
актив

Руководитель
ЮИД,
классные
руководители
Классные
руководители
ЗВР

«Детские общественные объединения»

1

Работа отряда ЮИД (по плану)

10-12

В течение
года

2

Участие в проектах и мероприятиях

10-12

В течение
года

сентябрьмай

Российского движения школьников (по
плану)
«Экскурсии, экспедиции, походы»

1

Тематические экскурсии по предметам

10-11

2

Организация экскурсий и классных часов
краеведческой тематики

10-12

В течение
учебного
года

Классные
руководители
ЗВР, классные
руководители

«Профориентация»

1

Урок финансовой грамотности

10-11

сентябрь

Администрация

2

Участие в профориентационных акциях,
конкурсах фестивалях.
Расширение знаний учащихся о новых
профессиях учителями-предметниками.

10-11

октябрь

Классный
руководитель

3

Тематические беседы с учащимися

10-12

Ноябрь

4

Мероприятия БМТ «Педагогический тренинг»

10

Ноябрь

5

Итоги работы за первое полугодие

12

январь

6

Неделя профориентации в школе (по отдельному
плану)

12

март

7

Анализ работы по профориентации учащихся

12

май
последняя
неделя

Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классные
руководители
Классные
руководители
ЗВР
Классные
руководители,
ЗВР

«Организация предметно-эстетической среды»
Выставка рисунков, фотографий, творческих
работ, посвящённых событиям и памятным
датам
Оформление классных уголков

10-12

сентябрьмай

Классные
руководители

10-12

сентябрь

Участие в трудовых десантах по
благоустройству школы
Оформление школы к праздничным датам и
4
значимым событиям (оформление кабинетов,
окон гимназии)
«Работа с родителями»

10-12

сентябрьмай
сентябрьмай

Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководи
тели

1
2
3

1

Родительские лектории по теме «Безопасность
детей»

10-12

10-11

сентябрь

Администрация
Классные
руководители

2

Индивидуальная работа с семьей

10

Ноябрь

3

Выставка фотографий ко дню матери

10-12

ноябрь

4

Посещение детей в семьях во время каникул
(включая
работу
по
профилактике
попрошайничества, наркомании, токсикомании и
алкоголизма
несовершеннолетних).
Предупреждение
повторности
совершения
противоправных
действий
на
объектах
транспорта. Профилактика самовольных уходов

10

Декабрь
В течение
каникул

Классные
руководители
Социальный
педагог
ЗВР

5

Работа с родительскими активами в классе по
подготовке новогодних утренников

Родители

декабрь

Индивидуальные консультации с родителями
обучающихся группы риска (включая беседы на
тему
профилактики
попрошайничества,
наркомании, токсикомании и алкоголизма
несовершеннолетних).
Предупреждение
повторности
совершения
противоправных
действий на объектах транспорта. Профилактика
самовольных уходов).
Общешкольное родительское собрание «Итоги
7
полугодия»
родительства» по
8 «Школы ответственного
вопросам общения с ребенком (информация для
стенда)
Психолого- педагогический консилиум для
9
родителей , испытывающих трудности в
воспитании своих детей.
удовлетворенностью
школьной
1 Изучение
жизнью.
0
1 Итоговые классные родительские собрания на
1 тему «Организация летнего отдыха детей»
(включая беседы по темам: профилактика
попрошайничества, наркомании, токсикомании и
алкоголизма
несовершеннолетних.
Предупреждение
повторности
совершения
противоправных
действий
на
объектах
транспорта. Профилактика самовольных уходов).
«Безопасность и профилактика»

Родители

Январь

Классные
руководители
ЗВР
ЗВР
Классные
руководители

родители

январь

ЗВР

родители

февраль

ЗВР

родители

март

ЗВР

6

«Права

и

обязанности

Классные
руководители
актив

апрель
родители

май

1

Правовой час
школьника»

Сентябрь

2

3 неделя
октября

3

Мероприятия месячника правового
воспитания и профилактики правонарушений
(правовые, профилактические игры, беседы и
т.п.)
Месячник психологического здоровья

4

Единый день профилактики вредных

3 неделя

Ноябрь

ЗВР
Классные
руководители

Классные
руководители,
ЗВР
классные
руководители.
ЗВР
Педагогпсихолог
ЗВР

5
6

привычек

ноября

День правовой защиты детей. Просмотр
видеоролика «Наши права».
Акция «Всемирный день борьбы со
СПИДом»

Декабрь

7

Классные часы по профилактике ДДТТ

8

Инструктажи по правилам поведения в
общественных местах, в местах большого
скопления людей, массовых мероприятий, во
время каникул.
Урок здоровья «Умей сказать нет»

9

10
11
12

13
14

15

16

17

Конкурс «Выбор ЗОЖ – выбор счастливой
жизни»
Уроки безопасного поведения в сети
Интернет
Профилактическое мероприятие «Горка»:
беседы, пешие экскурсии с участниками
дорожного движения, встреча с
сотрудниками ГИБДД, конкурсы, акции
Классные часы по вопросу профилактики
насилия среди обучающихся
Месячник пожарной безопасности

01.12.2021
В течение
года
В течение
года
Февраль
Апрель
В течение
года
Декабрьфевраль
Март
Апрель

Глобальная неделя безопасности дорожного
движения: профилактические беседы,
классные часы, встречи с сотрудниками
ГИБДД, викторины, акции, инструктажи
Международный
день детского телефона
доверия: классные часы «Телефон доверия»

Май

Профилактическая операция «Подросток»
(согласно отдельному плану)

Май

17 мая

Классное руководство
(согласно индивидуальным планам работы классных руководителей)
Школьный урок
(согласно индивидуальным планам работы учителей-предметников)

Классные
руководители
классные
руководители
ЗВР
классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
психолог,
классные
руководители
классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители,
Руководитель
отряда ЮИД
Классные
руководители
классные
руководители,
ЗУВР
Классные
руководители,
руководитель
отряда ЮИД,
Классные
руководители,
классные
руководители.
ЗВР


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».